Статья 19.28. незаконное вознаграждение от имени юридического лица

Алан-э-Дейл       30.04.2023 г.

Комментарий к ст. 14.2 КоАП

1. Объект правонарушения — общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере продажи товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

С точки зрения оборотоспособности все объекты делятся на три группы: объекты полностью оборотоспособные, объекты, изъятые из оборота, и объекты ограниченной оборотоспособности. В особую группу выделены земля и другие природные ресурсы.

В ст. 129 ГК РФ установлена презумпция полной оборотоспособности объектов гражданских прав. Ограничения и запрет оборотоспособности допускаются лишь в случаях, прямо указанных в законе.

Изъятые из оборота объекты должны быть прямо указаны в законе. В настоящее время применяется Указ Президента от 22 февраля 1992 г. N 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», который содержит ограниченное число видов продукции (работ, услуг), имеющих в основном оборонное значение и связанных с обеспечением здоровья и жизни граждан. Так, в данный Перечень входят: драгоценные камни и изделия из них, стратегические материалы, вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества и др. Кроме того, отдельные виды продукции, свободная реализация которых запрещена или ограничена, устанавливаются федеральными законами (см., например, Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»).

Объекты с ограниченной оборотоспособностью могут принадлежать определенным участникам оборота (см., например, Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии») либо их нахождение в обороте допускается по специальному разрешению (см., например, Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Такие объекты, характер и объем их ограничений определяются соответствующими нормативными актами.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в противоправных действиях — незаконной продаже товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 КоАП РФ, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 ГК РФ).

Примером применения комментируемой статьи является достаточно распространенная ситуация — продажа пива несовершеннолетнему лицу, которая не допускается в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе».

3. Субъекты данного правонарушения — граждане и юридические лица, а также должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Комментарий к Ст. 19.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Обязательным признаком самоуправства является самовольность, т.е. виновное лицо преднамеренно нарушает установленный действующим законодательством РФ определенный порядок осуществления своего действительного или предполагаемого права и вопреки этому порядку пытается осуществить неправомерные действия для достижения имеющихся у него противоправных целей. При этом виновный осознает, что действует без разрешения лица (или лиц), право которого данное деяние нарушает.

— Например, действия должностных лиц управляющих компаний, которые в нарушение требований, предусмотренных нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, отключают потребителей от электроэнергии в жилых помещениях, зачастую квалифицируются как самоуправство.

— Установка ограждений и шлагбаумов, которые препятствуют свободному доступу смежных землепользователей, обладающих правом прохода и проезда, может квалифицироваться как самоуправство.

— Одним из примеров самоуправства также может быть признан случай, когда гражданин, придя на прием к врачу, требовал заверить копии медицинских документов; получив отказ в их заверении, не покидал кабинет врача, чем сорвал график приема посетителей.

2. Общим объектом рассматриваемого правонарушения является порядок управления. Родовым (видовым) объектом становится установленный в нормативных правовых актах порядок реализации гражданами и должностными лицами своих субъективных прав. В случае нарушения установленного порядка реализации субъективных прав причиняется существенный вред другим гражданам и юридическим лицам. Непосредственным объектом административного правонарушения является нарушение установленного порядка реализации своего действительного или предполагаемого права в определенной сфере публичного управления.

3. Объективная сторона комментируемого административного правонарушения характеризуется следующими признаками.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)

8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

— Во-первых, рассматриваемое правонарушение может быть совершено только путем активных действий. Невозможно реализовать свои субъективные права путем бездействия.

— Во-вторых, действующим законодательством установлен определенный порядок реализации субъективных прав, например обращение в компетентные органы, суд, проведение определенных процедур и т.д.

— В-третьих, лицо реализует свое действительное или предполагаемое право вопреки установленному порядку. Реализация действительного права предполагает осуществление лицом фактически имеющегося у него правомочия, но с нарушением установленных процедур его реализации. Реализация предполагаемого права характеризуется осуществлением фактически не имеющегося у лица правомочия ввиду заблуждения, незнания закона или его игнорирования. Однако последнее не освобождает лицо от административной ответственности.

— В-четвертых, противоправными действиями не должен быть причинен существенный вред гражданам или юридическим лицам. Если же происходит обратное, то данные действия образуют уже состав преступления, предусмотренного ст. 330 УК РФ. Наличие существенного или несущественного вреда, причиненного самоуправством, должно быть определено исходя из оценки значимости причиненного ущерба, имущественного и финансового состояния потерпевшего, а также сложившейся судебной практики по подобным категориям дел.

— В-пятых, необходимо учитывать, что в КоАП РФ могут быть установлены самостоятельные составы административных правонарушений, предусматривающие ответственность за нарушение установленного порядка реализации субъективных прав, например ст. ст. 9.9, 19.9 КоАП РФ.

4. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане и должностные лица, которые совершили самовольные действия для реализации субъективного права вопреки установленному законом порядку его осуществления.

5. Субъективная сторона рассматриваемого административного правонарушения характеризуется прямым умыслом по отношению к самовольным действиям, т.е. виновное лицо должно осознавать, что установлен определенный порядок в соответствии с действующим законодательством РФ для реализации своих прав.

6. Дела о самоуправстве возбуждаются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также прокурором.

7. Дела о самоуправстве отнесены к подведомственности судей.

Как избежать ответственности?

Если вы не виновны, то следует обратиться в суд по факту ложного доноса. Однако, если вы действительно предлагали взятку и у стороны имеются неопровержимые доказательства против вас (съемка, аудио, фото), то единственный шанс – это начать сотрудничество с правоохранительными органами и активно содействовать в раскрытии преступления.

Также освобождение от уголовной ответственности возможно, если в отношении должностного лица было вымогательство, и если оно добровольно обратилось в полицию.

К лицу, получившему взятку, звонит ФСБ и приглашает к себе. Если гражданин окажет содействие в процессе ведения дела, ему удастся избежать уголовной ответственности.

Статья 19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица

1. Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в крупном размере, —

влекут наложение административного штрафа на юридических лиц до тридцатикратного размера суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее двадцати миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

3. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее ста миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Примечания:

1. В настоящей статье под должностным лицом понимаются лица, указанные в примечаниях 1 — 3 к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2. В настоящей статье под лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, понимается лицо, указанное в примечании 1 к статье 201 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3. В настоящей статье под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

4. В настоящей статье крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие один миллион рублей, особо крупным размером — превышающие двадцать миллионов рублей.

Комментарий к статье 19.29. КоАП РФ:

1. Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г., Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» КоАП РФ дополнен комментируемой статьей.

2. Цель данной статьи — обеспечить реализацию требований Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Трудового кодекса РФ, Федеральных законов от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе» и других нормативных правовых актов РФ, определяющих правоограничения, которые связаны с замещением должностей государственной и муниципальной службы.

3. В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «О муниципальной службе» муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе в случае замещения должностей гражданской службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

4. Аналогичные ограничения закреплены в ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции».

В соответствии с указанным выше Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ в Трудовой кодекс РФ введена ст. 64.1, которая предусматривает, что граждане, замещавшие должности, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, после увольнения с государственной или муниципальной службы в течение двух лет обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

Статья 84 Трудового кодекса РФ в качестве одного из оснований прекращения трудового договора предусматривает заключение этого договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы.

5. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере противодействия коррупции.

6. Объективная сторона правонарушения — незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего, замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции».

7. Субъектом административной ответственности за данное правонарушение является должностное лицо — работодатель, представитель нанимателя, а также индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

8

С субъективной стороны указанное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности

9. Дела об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена комментируемой статьей, рассматривают судьи судов общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1).

10. Дело об административном правонарушении возбуждается прокурором (ст. 28.4). В постановлении прокурора о возбуждении дела должны быть соблюдены требования ст. 28.2.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 28 августа 2017 г. № 590 «О формировании и ведении реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

27 ноября 2017

В целях совершенствования организации прокурорского надзора за исполнением требований пункта 7.1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и учета работы по привлечению юридических лиц к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь статьей 17 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, Главной военной прокуратуре, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурорам ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур»:

1.1. Обеспечить ведение и поддержание в актуальном состоянии реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащего сведения о юридическом лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, сведения об административном правонарушении, о передаче материалов в суд, принятом судом решении, об обжаловании (опротестовании) решения суда, о вступлении постановления, определения суда в законную силу и об исполнении постановления суда.

1.2. Определить организационно-распорядительными документами должностных лиц, уполномоченных на ведение данного реестра, в том числе внесение изменений в его записи и их исключение. Возложить на указанных должностных лиц персональную ответственность за полноту и достоверность сведений, внесенных в реестр, а также за своевременность их включения в реестр (обновления).

2. Управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции по согласованию с первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации определить состав полей реестра, форму его ведения, порядок включения сведений в реестр, исключения сведений из реестра, изменения (обновления) ранее внесенных сведений, состав полей реестра, публикуемых на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет», и порядок получения таких данных заинтересованными лицами.

3. Главному управлению правовой статистики и информационных технологий совместно с управлением по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции разработать технические требования к программному обеспечению, предназначенному для ведения реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также финансово-экономическое обоснование его разработки и внедрения.

Включить мероприятия по разработке и внедрению такого программного обеспечения в План информатизации Генеральной прокуратуры Российской Федерации на 2018-2020 годы.

4. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурорам ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур» до внедрения программного обеспечения, предусмотренного настоящего приказа, обеспечить ведение реестра и его представление в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в соответствии с временными формой и порядком, установленными поручением Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.09.2016 № 86/3-37-2016/Ид3725-16.

5. Опубликовать настоящий приказ в журнале «Законность».

6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурорам ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур», которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор Российской Федерации действительный государственный советник юстиции Ю.Я. Чайка

Сфера МСК

Ответ: …В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.28 КоАП РФ, выяснению подлежит вопрос о том, имели ли место неправомерные действия, состоящие в передаче, предложении или обещании должностному лицу соответствующего имущества либо оказании услуг имущественного характера, предоставлении имущественных прав за совершение им в интересах определенного юридического лица действия (бездействие), связанного с занимаемым этим должностным лицом служебным положением.

Но в этой статье мы расскажем об административной ответственности организаций за коррупцию. Многих может удивить, что такая ответственность есть в принципе, но еще в декабре 2008 года в КоАП появилась статья 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Отличие покушения на взятку от предложения взятки

Покушение на взятку следует отличать от предложения взятки.

Пример 1. Гражданин встречается с должностным лицом у него в офисе и предлагает взятку на словах. Тот, в свою очередь, отказывается. Поступок гражданина не будет квалифицироваться как покушение на взятку, т.к. это простое устное предложение, не подкрепленное никакими фактами. Значит, уголовная ответственность не наступит.

Пример 2. Если лицо передает денежные средства в конверте, то это будет покушение на взятку, т.к. гражданин совершает активные действия, способствуя совершению преступления.

Пример 3. Если лицо предлагает взятку, а должностное лицо принимает её, их деяния будут квалифицироваться по статьям 291 и 290 (получение взятки) УК РФ соответственно.

Обзор документа

Оспаривалась конституционность ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за незаконное вознаграждение должностного лица от имени или в интересах юрлица. За это юрлиц наказывают штрафом в размере до 3-кратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных, но не менее 1 млн руб. с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Конституционный Суд РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению, отметив следующее.

Данная норма принята во исполнение международных обязательств нашей страны по борьбе с коррупцией. Соответствующие международные договоры подразумевают виновность физлица, совершающего коррупционные деяния от имени или в интересах юрлица. Если же эти деяния совершаются с уведомлением и под контролем правоохранителей, преднамеренность в поведении физлица отсутствует. И, соответственно, ни состав преступления, совершенного физлицом, ни состав административного правонарушения, совершенного юрлицом, не образуются, а указанные лица не подлежат ответственности.

При этом не исключается возможность определить в законе условия, при которых юрлица, исполнительные органы которых сообщили в правоохранительные органы о незаконном вознаграждении, могут освобождаться от административной ответственности. Федеральный законодатель вправе предусмотреть соответствующие условия для этого — аналогично закрепленным в УК РФ в связи с совершением коррупционных преступлений. Следует, однако, учитывать, что для коррупционных правонарушений, совершаемых в интересах юрлиц, характерны крупный и особо крупный размер взяток. Поэтому такие правонарушения могут представлять общественную опасность, сопоставимую с общественной опасностью коррупционных преступлений, совершаемых в интересах физлиц, а в некоторых случаях — и более высокую.

Конституционный Суд РФ ранее уже указывал на возможность назначить юрлицу административный штраф ниже низшего предела. Данная правовая позиция применима — при наличии исключительных обстоятельств, устанавливаемых судом в каждом конкретном деле, — и к санкции оспариваемой нормы. Эта санкция, определяющая размер штрафа в кратном выражении, устанавливает в то же время, что минимальный размер штрафа должен быть равен 1 млн руб. (с конфискацией).

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Комментарий к Ст. 19.29 КоАП РФ

1. Объектом комментируемого правонарушения являются отношения в сфере установленного порядка управления в Российской Федерации.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

Объективная сторона данного состава заключается в привлечении виновным лицом к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего, включенного в специальные перечни.

Гражданин РФ, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III Перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы:

имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821;

обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров в случае, предусмотренном подпунктом «а» настоящего пункта, сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства РФ о государственной тайне.

2. Субъективная сторона данного административного правонарушения характеризуется наличием лишь умысла.

В качестве субъекта административной ответственности выступают индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.

Взятка и ответственность за преступление

Взятка подразумевает процесс передачи от одного лица (взяткодателя) другому (взяткополучателя) денежных средств или оказание определенных услуг за выполнение действий, входящих в полномочия должностного лица, которые выгодны взяткодателю.

Взяткой могут выступать: денежные средства, услуги, предоставление скидок на товар и т.д. Лицо, получающее взятку, извлекает для себя материальную выгоду.

Субъект — лицо, которому исполнилось 16 лет.

Виды ответственности по ст. 291 УК РФ:

  • минимальная мера наказания за дачу взятки – это штраф, размер которого может доходить до 500 т.р.;
  • максимальная мера в виде лишения свободы (8-15 лет) назначается в том случае, если взятка передавалась в особо крупном размере. Также предусмотрены большие штрафы. В некоторых случаях могут сочетаться несколько видов наказания.

Практика суда

Рассмотрим несколько примеров по факту дачи взятки из судебной практики.

Пример 1. Лицо обратилось в военный комиссариат и предложило дать ему отсрочку от службы в армии без наличия веских оснований. Размер предложенной взятки составил 160 т.р. Данное деяние подпадает под ч. 4 ст. 291 УК РФ, т.к. взятка предложена в особо крупном размере и предложена должностному лицу. В данном случае – сотруднику военкомата.

Пример 2. Отдельного внимания заслуживает провокация взятки. Редки случаи, когда выносится оправдательный приговор по данному составу.

Так, был оправдан врач за изготовление поддельных больничных листов и получавший за свои действия денежные средства. Это был следственный эксперимент со стороны оперативных сотрудников. Суд постановил, что в материалах дела отсутствовали доказательства, подтверждающие факт совершения преступления. Также суд счет, что инициаторами были сотрудники органов, следовательно, без их непосредственного участия не было бы совершено преступление.

Пример 3. По схожему делу суд не признал доводы защитники убедительными о том, что произошла провокация со стороны сотрудников полиции. Преступление заключалось в следующем. Имела место быть провокация дачи взятки со стороны виновного лица за предоставление помещения в аренду чиновнику. Доводы адвоката, о том, что первым речь о взятке начал представитель органов и о том, что подставное лицо не нуждалось в предоставлении помещения, были проигнорированы судом.

Приведенные примеры говорят о том, что в российской судебной практике отсутствует единогласное мнение по решению дел относительно дачи взятки.

Комментарий к статье 19.20 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля (надзора) за лицензируемыми видами деятельности.

2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 19.20, состоит в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно.

Лицензированию подлежат лишь те виды деятельности, которые предусмотрены законодательством о лицензировании, расширительное толкование требований и условий лицензирования недопустимо.

Деятельность, не связанная с получением прибыли, определяется в зависимости от правового статуса юридического лица, ее осуществляющего. Гражданский кодекс РФ в статье 50 устанавливает два вида юридических лиц в зависимости от установления в качестве цели деятельности получения прибыли. Юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются коммерческими организациями. Юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели, являются некоммерческими организациями (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, благотворительные и иные фонды и т.д.).

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 19.20, выражается в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения, если такое разрешение обязательно.

4. Объективная сторона правонарушения, предусмотренная частью третьей статьи 19.20, заключается в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения, если такое разрешение обязательно.

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

5. Субъектом правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 19.20, являются граждане, должностные лица, юридические лица, частью 3 — лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должностные лица, юридические лица.

6. С субъективной стороны правонарушения являются умышленными.

7. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.20, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензии.

8. Рассматривать дела об административных правонарушениях уполномочены судьи (мировые судьи).

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.