Федеральный закон от 08.06.2020 n 182-фз

Алан-э-Дейл       25.07.2022 г.

Общие положения

ФЗ о профилактике преступлений действует в российском законодательстве с середины 2016 года. Избранные члены Государственной Думы приняли его 10 июня, а члены Совета Федерации – 15 июня. Спустя полтора года, в декабре 2017-го (26.12) закон подвергся изменениям. Сегодня законодательный документ о профилактике правонарушений в РФ заключает в своем составе 5 глав и 34 статьи. Ключевой мотивацией для создания закона стала необходимость в едином акте, регулирующем способы для превентивного управления неправомерных и нелегитимных, с точки зрения права, действий.

Также ФЗ 182 направлен на:

  • Сохранение приоритетных прав граждан при выполнении профилактических действий для предупреждения правонарушений;
  • Разработку и реализацию унифицированной системы стандартов для профилактики преступлений;
  • Соблюдение принципов легитимности и профессионализма;
  • Уведомление уполномоченных органов о личной ответственности за возникновение ситуаций, при которых были нарушены права людей.

Снижение количества противозаконных деяний является основной задачей ряда лиц и официальных учреждений, в том числе структур социального обслуживания. В их непосредственную обязанность входят исследование, подготовка, разрабатывание новых методов, помогающих редуцировать число преступлений, и контроль над выполнением поставленных задач.

Приоритетные векторы для предотвращения преступных действий описаны в статье 6:

  • Охрана частных лиц, социума и государства от незаконных притязаний;
  • Профилактика нарушений закона;
  • Предупредительный учет лиц, замеченных в противоправной деятельности;
  • Комплекс охранных мер, защищающих общественный порядок и мероприятия массового характера;
  • Безопасность в дорожной и транспортной сферах;
  • Препятствование нелегальной миграции;
  • Надзор над несовершеннолетними в целях профилактики преступлений;
  • Обструкционизм, направленный с целью предупреждения террористических и экстремистских актов;
  • Профилактика нелегального оборота запрещенных веществ;
  • Защита всех форм имущественного владения;
  • Надежность в сфере экономики;
  • Борьба с коррупционной деятельностью;
  • Охрана экологии;
  • Предупреждение рисков возникновения и развития пожара;
  • Превентивные меры, борьба и устранение последствий катаклизмов, имеющих природное или техногенное происхождение;
  • Рост уровня юридической осведомленности и других форм общественного сознания.

Средства достижения основных задач по профилактике неправомерных деяний (согласно ст.6):

  • Своевременное обнаружение, оценивание и прогноз относительно факторов, способных привести к совершению преступлений;
  • Регламент правового толка;
  • Создание соответствующих программ государственного и муниципального уровня;
  • Улучшение взаимодействия между всеми участниками профилактического процесса;
  • Анализ и скорейшее устранение первопричин, которые являются толчком к развитию криминогенного поведения;
  • Обнаружение лиц, замеченных в антисоциальном поведении;
  • Выявление лиц, которые находятся под риском совершения преступлений ввиду тяжелых жизненных обстоятельств;
  • Проведение постоянных профилактических наблюдений;
  • Задействование методов превентивного воздействия, одобренных данным ФЗ;
  • Меры, принимаемые для предотвращения преступных действий, устанавливаются актуальным законом и проводятся соответствующими органами и уполномоченными лицами согласно другим тематическим законам и Уголовному Кодексу РФ.

Полный перечень полномочий вышестоящих органов, вовлеченных в процесс профилактики преступлений, подробно изложен во 2 главе 182 закона.

Содержание других глав закона:

Гл. 3 – описывает систематику и виды превентивного воздействия, включая:

  • Информативные и просветительские меры;
  • Беседа в профилактических целях;
  • Вынесение предупреждения на официальном уровне, объявляющих неприемлемыми действия или поведение, которые способствуют угрозе возникновения правонарушений;
  • Превентивный учет и надзор;
  • Общественная адаптация и приспособление физического лица к новой жизни в социуме, реабилитационные программы;
  • Помощь лицам, оказавшимся в группе риска.

Гл. 4 – дает определение координационным процессам и выделяет организационные моменты в сфере профилактики преступлений.

Гл. 5 – свод финальных положений закона.

Риск злоупотреблений со стороны уполномоченных органов

Помимо прочего, закон о профилактике правонарушений содержит ряд оценочных понятий (например, «антиобщественное поведение»). В связи с этим возникает справедливый вопрос о возможных злоупотреблениях со стороны уполномоченных органов в процессе реализации предусмотренных законом требований. «Что делать, когда чиновник, который может применять данный закон и предусмотренные в нем меры профилактического воздействия, коррумпирован?», – задается вопросом Мария Баст.

Тем не менее наличие оценочных понятий, по мнению юристов, являются важной составляющей действующего законодательства. МНЕНИЕ

МНЕНИЕ

Сергей Карпушкин, юрист практики «Разрешение споров» юридической фирмы «Борениус»:

«Оценочные понятия действительно открывают простор для их различного толкования. Однако в связи с многообразием и уникальностью жизненных ситуаций, каждую из которых просто невозможно уместить в «прокрустово ложе» статьи закона, без них обойтись не удается ни одному правопорядку. Такие понятия содержатся во многих законах (например, «добросовестность» (), «злоупотребление правом» (), «особая жестокость» (), «значительный ущерб» (), «опасное вождение» () и др.). Они помогают суду и другим правоприменителям учесть конкретные жизненные обстоятельства и использовать закон хирургически точно для достижения справедливого результата, соответствующего не только букве, но и духу закона.

Действительно, непросто абстрактно определить, что из себя представляет «антиобщественное поведение» или исчерпывающим образом перечислить все случаи такого поведения. Конкретным содержанием оценочное понятие наполняет именно правоприменительная практика».

***

Таким образом, с учетом всех упомянутых пробелов закон о профилактике правонарушений требует конкретизации. Тем не менее, этот закон, соглашаются эксперты, создает предпосылки к организованному решению наиболее острых вопросов и своевременному принятию соответствующих мер реагирования в сфере предотвращения противоправного поведения граждан.

Областная повестка

20 сентября в 12:40В Подмосковье 88 тысяч семей уже получили электронное удостоверение многодетныхвчера в 11:34Откройте для себя новые карьерные возможности вместе с социальной программой «ПРОНАВЫКИ»!13 октября в 15:37В Подмосковье выбрать средство реабилитации можно онлайн11 октября в 14:25В Подмосковье около 1,3 млн жителей получают компенсацию за ЖКУ8 октября в 14:59Служба по контракту в мобилизационном людском резерве

7 октября в 13:39Выплата пособия на детей от 8 до 17 лет6 октября в 16:57Свыше 448 тысяч детей Подмосковья отдохнули в оздоровительных лагерях6 октября в 11:53В «Активном долголетии» стартовали новые направления активностей4 октября в 16:24В Подмосковье выплату к юбилею совместной жизни получили почти 7 тысяч семей1 октября в 12:09С Международным Днем пожилого человека!

вчера в 22:022 тыс жителей Подмосковья посетили мобильные офисы соцгазификациивчера в 21:47Строительство здания школы началось в Истревчера в 21:44Названы популярные древние монастыри Подмосковья среди туристов и паломниковвчера в 21:02Инспектор ГИБДД Люберец обсудила вопросы БДД со студентами на кинолекториивчера в 19:09Расписание изменится на Павелецком направлении МЖД 17–18 октября

вчера в 18:56Пенсионерам Мытищ по телефону напоминают о необходимости вакцинации от коронавирусавчера в 18:41Пять детских площадок установят в Щелкове по губернаторской программе в 2022 гвчера в 18:11Свыше 133 га земли передали из федеральной собственности в Подмосковье с начала годавчера в 18:025 тыс семей в Подмосковье уже провели газ в свои дома в рамках соцгазификациивчера в 17:57Учащиеся совершили более 2,7 млн поездок в автобусах «Мострансавто» с начала сентября

вчера в 21:54День мецената и благотворителя пройдет в Подмосковье 15 октябрявчера в 21:12Владельцев «Пушкинской карты» пригласили на спектакль студии «Театральный ковчег»вчера в 20:40Свыше 133 га земли передали из федеральной собственности в Московской области с начала годавчера в 20:03Более 6,3 тыс. сообщений в соцсетях отработала Госжилинспекция Подмосковья с начала годавчера в 19:31Госжилинспекция проверила содержание домов Солнечногорска, Балашихи и Сергиева Посада

вчера в 19:05Подмосковная команда «Динамо-Электросталь» стала чемпионом России по хоккею на травевчера в 18:45Управляющая компания АО «Жилкомплекс» привела в порядок ВДГО в Королевевчера в 18:32Нарушения в содержании внутридомового газового оборудования устранили в Подольскевчера в 18:07Строительство нового школьного корпуса начали в Ногинскевчера в 17:46Расписание поездов на Павелецком направлении изменится в Подмосковье 17-18 октября

О системе профилактики правонарушений в РФ

Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» дает правовую базу для  создания  единой системы профилактики правонарушений.

Под системой профилактики правонарушений понимается совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений.

Законом сформулированы, помимо прочего, принципы профилактики правонарушений.

Субъектами профилактики правонарушений являются федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры РФ, следственные органы Следственного комитета России, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Устанавливаются основные направления профилактики правонарушений; полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений; организационные основы функционирования системы профилактики правонарушений.

Федеральные органы власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ в целях реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений разрабатывают государственные программы РФ и государственные программы субъектов РФ в сфере профилактики правонарушений.

Законом предусматриваются общая и индивидуальные виды профилактики правонарушений, а также формы профилактического воздействия:

  • правовое просвещение и правовое информирование,
  • профилактическая беседа,
  • объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения,
  • профилактический учет
  • внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения,
  • профилактический надзор,
  • социальная адаптация,
  • ресоциализация,
  • социальная реабилитация,
  • помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковым.

Эксперты обратили внимание, что принятый закон позволяет во внесудебном порядке ограничивать права и свободу граждан по одному только подозрению, что их действия и высказывания не соответствуют «общепринятым в обществе нормам поведения». Закон вводит новую юридическую категорию, подлежащую наказанию — «антиобщественное поведение»

Закон вводит новую юридическую категорию, подлежащую наказанию — «антиобщественное поведение».

То «антиобщественное поведение», которое прописано в новом законе, это не то «антиобщественное поведение» которое  уже есть в административном и уголовном кодексе в качестве отягчающего обстоятельства — это совсем другое «антиобщественное поведение» —  новая юридическая категория.

Антиобщественное поведение — не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали.» В законе не сказано, что есть «общепринятые нормы поведения», оговаривается, что эти нормы будут устанавливается  «субъектами профилактики правонарушений», к коим относится прокуратура, следственные органы и местные органы власти и муниципальные органы, — это всецело на их усмотрение.

Что ожидает тех, кто по мнению властей, ведет себя «неправильно»?Для начала прокуратура и следственные органы должны выявить таких граждан и поставить их на «профилактический учёт». Потом этим гражданам выносится «обязательное для исполнения требование о недопустимости таких действий либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения». Человека могут поставить на «профилактический надзор». Согласно формулировке из закона: «Профилактический надзор состоит в наблюдении за поведением лица, состоящего на профилактическом учете, и соблюдением им ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Закон подписан В.В Путиным 23 июня 2016 года. Вступает в силу  22 сентября 2016 года

Для физических лиц
Для юридического лица
Подписка на эл.версию

27.06.2016, 20:48

Литература

  1. «Бешеный принтер» остановят: депутатов Госдумы научат писать правильные законы. URL: http://www.life.ru>t/политика/947240/bieshienyi…ghosdumy…
  2. Ганус Д.И. Становление и развитие института предупреждения преступности в России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2011. 22 с.
  3. Кауфман М.А. Правотворческие ошибки в уголовном праве // Журнал российского права. 2016. N 9. С. 92 — 101.
  4. Козлов В.Ф., Лукьянов А.С. Консолидация национального законодательства в сфере противодействия незаконной миграции // Российская юстиция. 2015. N 3. С. 22 — 25.
  5. Кургузкина Е.Б. Методология совершенствования понятийного аппарата криминологии // Уголовное право и криминология: современное состояние и перспективы развития: Сб. науч. тр. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005, Вып. 1. С. 98 — 103.
  6. Куракин А.В., Костенников М.В., Трегубова Е.В., Мышляев Н.П. Концептуальные основы административной деликтологии // Административное и муниципальное право. 2015. N 6. С. 563 — 574.
  7. Курс советской криминологии: предупреждение преступности / В.К. Звирбуль, И.И. Карпец, Б.В. Коробейников ; под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Юридическая литература, 1986. 352 с.
  8. Малков В.Д. Предупреждение и профилактика преступлений и иных правонарушений в системе борьбы с преступностью // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. N 25 (711). С. 78 — 88.
  9. Мигущенко О.Н. Противодействие религиозному экстремизму: постановка проблемы // Юридический мир. 2015. N 11. С. 54 — 59.
  10. Мигущенко О.Н. Проблема предупреждения коррупционного поведения муниципальных служащих // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2015. N 2. С. 18 — 19.
  11. Мигущенко О.Н. Кадровая политика: системный подход // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2015. N 4. С. 18 — 23.
  12. Сырых В.М. Российские правоведы на перепутье: материалистический рационализм или субъективный идеализм? // Журнал российского права. 2016. N 1. С. 75 — 89.
  13. Титушкина Е.Ю. О понятийном аппарате криминологии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. N 3. С. 233 — 235.
  14. Титушкина Е.Ю. К вопросу о криминологических терминах // Российский следователь. 2014. N 21. С. 23 — 25.
  15. Хабриева Т.Я. Новые горизонты юридической науки // Научные концепции развития российского законодательства: Монография / С.Е. Нарышкин, Т.Я. Хабриева, А.И. Абрамова и др.; отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. 7-е изд., доп. и перераб. М.: Юриспруденция, 2015. 544 с.
  16. Хабриева Т.Я. По принципам национальной безопасности // Полиция России. 2017. N 1. С. 16 — 18.
  17. Черданцев А.Ф. Интегративное недопонимание права // Журнал российского права. 2016. N 10. С. 5 — 15.
  18. Щедрин Н.В. О необходимости терминологической конвенции (на примере общей теории предупреждения преступлений) // Российский криминологический взгляд. 2014. N 1. С. 280 — 284.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.