Статья 178. ограничение конкуренции

Алан-э-Дейл       02.07.2022 г.

Особенности доказывания

Для привлечения лиц к ответственности по УК ФАС России использует два типа улик: косвенные и прямые. Последние включают в себя документы (протоколы, соглашения, заявления и пр.), а также показания свидетелей, которые прямо указывают на наличие нарушений. Чтобы получить такие доказательства, ФАС России проводит внезапные проверки. Как показывает практика, зачастую в ходе таких мероприятий обнаруживаются явно антиконкурентные документы, подписанные участниками рынка.

В течение последних лет находить прямые доказательства становится все сложнее. Во многих случаях контролирующие органы находят документы, свидетельствующие о наличии картельного сговора, в которых участники используют псевдонимы. В этой связи большое значение в расследованиях имеет сбор косвенных улик, указывающих на побочные, дополнительные факты, связанные с тем или иным нарушением. Для их получения контролирующие органы анализируют поведение хозяйствующих субъектов, структуру рынка, выполняют математические расчеты и экспертизы. Результаты всех этих мероприятий и выступают в качестве косвенных улик.

Рис. 2. Правоприменительная практика по ст. 178 УК РФ (с момента вступления в силу «второго антимонопольного пакета» по настоящее время)

       --------------------------------------------------------------------------¬       ¦  СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ А/О И ОВД В ПРОЦЕССЕ РАССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ АМЗ  ¦       L--------------------------------------------------------------------------             Направление в ОВД                          Передача решения и материалов             соответствующей                            в органы следствия в виде             информации и запросов   Возбуждение дела   заявления о преступлении для             о проведении ОРМ        о нарушении АМЗ    принятия решения о возбуждении                         ¦                 ¦            уголовного дела----------------¬        ¦                 ¦                   ¦¦Антимонопольные¦о-------о--------о--------о---------о---------о--------------------о¦     органы    ¦¦       ¦       /¦                 ¦         ¦                   /¦L----------------¦       ¦        ¦           Решение по делу  ¦                    ¦  Информация о возможном ¦        ¦           о нарушении АМЗ  ¦                    ¦  нарушении АМЗ, имеющем ¦        ¦                            ¦                    ¦  "уголовную перспективу"¦        ¦                            ¦                    ¦-  - - - - - - - - - - - ¦ - - - -+- - - - - - - - - - - - - - +  - - - - - - - - - ¦ - - -                         ¦        ¦                            ¦                    ¦                         ¦        ¦         Передача материалов¦                    ¦                         ¦        ¦         в органы следствия ¦                    ¦---------------¬        ¦/       ¦                  ¦         ¦                    ¦¦Подразделение ¦         о--------о------------------о         ¦                    ¦¦БЭП МВД России¦                  ¦                  ¦         ¦                    ¦L---------------     Передача результатов ОРМ        ¦         ¦                    ¦                     в антимонопольные органы        ¦         ¦                    ¦- - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - ¦ - - - - +  - - - - - - - - - ¦ - - -                                                     ¦         ¦Принятие решения о  ¦                                                     ¦         ¦возбуждении или об  ¦                                                     ¦         ¦отказе в возбуждении¦-----------------¬                                   ¦         ¦уголовного дела     ¦¦Органы следствия¦                                  ¦/       ¦/       ¦           ¦¦   МВД России   ¦                                   о---------о--------о-----------оL-----------------                                                                  ¦                                                                        Информирование                                                                   антимонопольных органов                                                                      о принятом решении

Рис. 3. Схема взаимодействия антимонопольных органов и органов внутренних дел в процессе расследования нарушений антимонопольного законодательства

Однако вопрос «смычки» между действиями антимонопольных и правоохранительных органов, как уже говорилось выше, официально не решен, хотя, казалось бы, совершенно очевиден.

Внесение поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, согласно которым единственным поводом к возбуждению уголовных дел по ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации должно являться решение комиссии антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства, позволило бы решить сразу несколько задач. Среди них — формализация участия антимонопольных органов в расследовании уголовных дел по ст. 178 УК РФ и в соответствующих судебных процессах. И, как следствие, повышение «качества» решений о привлечении к уголовной ответственности по данной статье.

Ведь «контингент», который должен отбывать срок по ст. 178 УК РФ, — это не частные предприниматели — хулиганы, а руководители или хозяева крупных компаний, организаторы «национальных» картелей.

В заключение хотелось бы отметить, что время примитивного толкования состава преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ, прошло.

Принятие решений на таких важных и ответственных этапах противодействия картелям, каковыми являются возбуждение и расследование правоохранительными органами дел по ст. 178 УК РФ, вынесение приговоров в судах в отношении лиц, совершивших указанные преступления, невозможно без участия специалистов — сотрудников уполномоченного государственного органа — ФАС России.

Статья 178. Ограничение конкуренции

1. Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным «законодательством» Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

2. Те же деяния:

а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;

в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

Примечания. 1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере — двести пятьдесят миллионов рублей.

2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом — тридцать миллионов рублей.

3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Статья 178 УК РФ. Ограничение конкуренции (действующая редакция)

1. Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

2. Те же деяния:

а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;

в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

Примечания. 1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере — двести пятьдесят миллионов рублей.

2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом — тридцать миллионов рублей.

3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Особенности уголовного преследования ограничения конкуренции

Уголовное преследование допустимо лишь при совершении преступления. Преступное деяние в экономической сфере предполагает причинение ущерба ограниченному или неограниченному кругу лиц.

В УК РФ соглашение, заключенное хозяйствующими субъектами-контрагентами, в сфере антимонопольного законодательства, носит название – картель.

Состав преступления по ст. 178 УК РФ

Обязательное условие данного преступления заключается в причинении крупного ущерба гражданину, организации или государству либо извлечения крупного дохода в результате своих незаконных действий.

Состав преступления выглядит следующим образом:

  • Объект преступления по ст. 178 УК РФ имеет два вида: основной и дополнительный. Основным объектом является гарантированное Конституцией РФ единое экономическое пространство, свобода конкуренции и перемещения товаров, услуг. В качестве дополнительного объекта предполагаются отношения собственности и коммерческие отношения.
  • Объективная сторона деяния подразумевается в виде действий или бездействий, которые привели к ограничению конкуренции. Данное поведение могло быть в форме заключения картеля или неоднократного злоупотребления своим монопольным положением на рынке.
  • Нести ответственность по УК РФ в данном случае могут только лицо, признанное вменяемым и в возрасте от 16 лет.
  • Субъективная сторона преступления – это прямой умысел с экономически ориентированными мотивами.

Преступление по ст. 178 УК РФ считается оконченным в случае наступления общественно-опасных последствий в виде причинения ущерба или извлечения дохода.

Уголовное наказание за картельный сговор

Запрещенный антимонопольным законодательством картельный сговор предусматривает следующие виды ответственности:

  • Штраф от 300 до 500 тыс. рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного от года до 2 лет;
  • Принудительные работы до 3 лет;
  • Лишение свободы до 3 лет.

В качестве дополнительного вида наказания за данный проступок может применяться ограничение на занятие определенных видов деятельности или определенных должностей на срок до года.

Квалифицирующие признаки по ст. 178 УК РФ, выступающие фактически в виде отягчающих вину осужденного обстоятельств, представлены в статье следующим списком:

  • Использование осужденным своего служебного положения;
  • Уничтожение или повреждение чужого имущества или угроза таких действий без признаков вымогательства;
  • Особо крупный размер ущерба или дохода.

Максимальный размер наказания по ч. 2 ст. 178 УК РФ составляет 6 лет лишения свободы со штрафом в 1 миллион рублей.

Плюсом к основному наказанию будет являться ограничение на занятие определенными видами деятельности или должностные ограничения до 3 лет.

По ст. 178 УК РФ лицо, обвиняемое в преступлении, может быть освобождено от ответственности в ситуации, когда оно первым из соучастников рассказало о содеянном, помогало в раскрытии преступления и полностью возместило ущерб.

Для каждой конкретной статьи в УК РФ размеры крупного или особо крупного ущерба определены по-разному.

Для ст. 178 УК РФ установлены следующие границы их значений:

  • Крупный доход – более 50 млн рублей;
  • Особо крупный доход – более 250 млн рублей;
  • Крупный ущерб – более 10 млн рублей;
  • Особо крупный ущерб – более 30 млн рублей.

Статья 178. Ограничение конкуренции

1. Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

2. Те же деяния:

  • а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
  • б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;
  • в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

Примечания.

1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере — двести пятьдесят миллионов рублей.

2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом — тридцать миллионов рублей.

3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

(примечания в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 45-ФЗ)

О чем статья УК

Ограничение конкуренции УК РФ изложено в статье 178. Если между субъектами-конкурентами заключено ограничивающее соглашение (картель), то выбирается наказание.

В статье 3 части:

  1. В первой говорится о преступлении, которое причинило крупный ущерб или принесло крупный доход.
  2. Во второй – о деяниях, совершенных с использованием положения по службе, сопряженных с уничтожением или повреждением имущества, причинившие особо крупный ущерб или принесшее особо крупный доход.
  3. В третьей – о наказании за преступление, совершенное с насилием или его угрозой.

Примечания: крупный доход – свыше 50 млн, особо крупный – 250 млн рублей. Крупный ущерб – свыше 10 млн, особо крупный – 30 млн рублей.

Лицо освобождается от ответственности, если первым сообщило о преступлении, способствовало расследованию, возместило ущерб или загладило причиненный вред. Условие – чтобы в его действиях не имелось другого состава преступления.

Изложение и основные положения

Если преступление по ограничению конкуренции принесло крупный ущерб или доход, то наказаниями будут штраф, принудительные работы, лишение свободы или должности. Если деяние совершено с использованием служебных полномочий, направлено на уничтожение имущества или его угрозу при отсутствии вымогательства, нанесло особо крупный ущерб, то наказания выбираются из штрафа, принудительных работ, лишения свободы или права вести деятельность.

Если преступление сопряжено с насилием, то преступник несет ответственность из числа принудительных работ, лишения свободы или должности.

В каких случаях применяется, виды наказаний и сроки

Ограничение конкуренции, нанесшее крупный ущерб государству или гражданам, наказывается следующими видами:

  • штраф на 300-500 тысяч рублей или зарплата за 1-2 года.
  • принудительные работы на 3 года;
  • лишение должности на год;
  • лишение свободы на 3 года.

Если деяние причинило особо крупный ущерб, выполнялось должностным лицом, повредило или уничтожило чужое имущество, наказания таковы:

  • принудительные работы на 5 лет;
  • лишение права должности на 1-3 года;
  • лишение свободы на 6 лет со штрафом на 1 млн рублей или зарплата за 5 лет.

Если деяние совершено с насилием, то наказания ужесточаются:

  • принудительные работы на 5 лет;
  • лишение должности на 1-3 года;
  • лишение свободы на 7 лет.

Что день грядущий нам готовит?

Подводя итог сказанному, стоит согласиться с общим мнением бизнес-сообщества о том, что данный «антикартельный пакет» является одним из самых жестоких и опасных для предпринимателей. Остается только гадать, насколько ужесточение ответственности, с точки зрения наказания и привлечения к ответственности субъектов, и смягчение стандартов доказывания уполномоченными органами соответствующих нарушений, сможет стать панацеей от стремительно развивающейся проблемы картелизации экономики

Может быть, стоит обратить внимание на многолетний (в некоторых случаях многовековой) опыт зарубежных стран?

На своем опыте осознавших, что жесткие меры ответственности далеко не всегда приводят к искоренению проблемы, а порой, напротив, лишь способствуют устранению хозяйствующих субъектов без возможности восстановления деятельности.

Удмуртское УФАС пока не может добиться возбуждения уголовного дела.

Правоохранительные органы до сих пор не возбудили уголовное дело по факту картельного сговора на 280 аукционах по закупке медтоваров в Удмуртии, рассказала сегодня журналистам заместитель руководителя Удмуртского УФАС Елена Стерхова.

Участниками картельного сговора являлись четыре , ООО «Ангро», ООО «Практика» и ООО «Союз».

Выявленные УФАС нарушения антимонопольного законодательства были подтверждены судами неоднократно, на ООО наложены штрафы, материалы весной этого года передали в МВД УР для возбуждения уголовного дела по 178 статье УК РФ.

«Установлено, что в результате незаконных действий, организации получили прибыль в сумме более 50 млн рублей, что является основанием для возбуждения уголовного дела по 178 статье УК РФ. Материал мы направляли в отношении должностных лиц, потому что к уголовной ответственности юрлицо не привлекается. К сожалению, пока не можем добиться возбуждения уголовного дела. Неоднократно отказывали в возбуждении дела. На сегодняшний день уголовное дело не возбуждено», – рассказала Е. Стерхова.

Она пояснила, что одним из оснований для отказа стал тот факт, что по каждому из аукционов сумма была небольшая, а в сумме за два года на 280 аукционах ущерб оценили более чем в 50 млн. Необходимо именно доказать, что два года подряд имелся умысел участвовать в аукционах именно таким образом, что был причинён ущерб. С доказыванием такого рода преступлений возникают сложности.

Напомним, в декабре 2015 г. ООО «Айболит», ООО «Ангро», ООО «Практика» и ООО «Союз» признали виновными в нарушении п.2 ч.1 ст.11 Закона «О защите конкуренции». Было установлено, что на проводившихся в 2014-2015 гг. аукционах по поставке медицинских товаров для больниц Удмуртии указанные фирмы организовывали видимость торгов и конкуренции. Все действия в момент аукционов осуществлялись с одного общего компьютера, расположенного в кабинете директоров ООО «Ангро», ООО «Практика», ООО «Союз» и одним человеком.

При подаче ценовых предложений от независимого участника ООО «Айболит» и ещё один из хозяйствующих субъектов (ООО «Практика» или ООО «Союз») начинали конкурентную борьбу с ним, в результате чего снижение цены контракта достигало от 18 до 62%.

В общей сложности было выявлено 280 электронных аукционов, в которых по указанной схеме принимали участие эти организации.

Товары участники сговора поставляли в больницы Балезино, Кеза, Увы, Воткинска, Вавожа, Алнашей, Шаркана, Киясово, Юкаменского, Дебес, Селтов, Грахово, Игры, Сюмсей, Красногорского, Каракулино, Сарапульского и Глазовского района, а также в МСЧ МВД по УР.

Решением УФАС указанные компании были привлечены к административной ответственности в виде оборотных штрафов, рассчитанных от начальной стоимости предмета торгов: 9,5 млн руб. – для ООО «Практика», 9,9 млн руб. – для ООО «Айболит», 3,5 млн руб. – для ООО «Ангро», 1,2 млн руб. – для ООО «Союз».

Оштрафованные компании, не согласившись с данным решением, обжаловали его в судебном порядке, указывая на отсутствие и недоказанность картельного соглашения.

Однако суды трех инстанций заявителей и признали законными в полном объеме решение, предписания и постановления о наложении штрафов.

Реализация картельного соглашения повлекла извлечение дохода в крупном размере (доход от заключенных контрактов при реализации соглашения составил более 58 млн руб.). Материалы дела переданы в МВД для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье 178 УК РФ (Ограничение конкуренции).

Санкция статьи предусматривает наказание вплоть до лишения свободы на срок до 7 лет.

Изменение объективной стороны преступления

Первое, на что направлена «рука» ФАС России, — приведение в соответствие норм антимонопольного и уголовного законодательства в части определения картеля. Если в 135-ФЗ под картелем понимаются соглашения между конкурентами, приведшие или способные привести к определенным последствиям, то ст. 178 УК РФ также дополнительно содержит указание на ограничение конкуренции. Это может создать (и, в принципе, создает) существенное различие в подходах к доказыванию нарушения антимонопольного законодательства и преступления.

При этом бизнес-сообщество долгое время выступает против изменения объективной стороны рассматриваемого преступления, уповая на то, что уголовная ответственность представляет собой гораздо более тяжелый вид ответственности, требующий соблюдения более высоких стандартов доказывания.

Комментарий к ст. 178 УК Украины

1. Статья 41 Конституции Украины закрепила право каждого лица владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности, а статьей 54 Конституции Украины гражданам гарантируется свобода литературного, художественного, научного и технического творчества, защита интеллектуальной собственности, их авторских прав, моральных и материальных интересов, возникающих в связи с различными видами интеллектуальной деятельности.

2. Преступление, предусмотренное ст. 177 УК, посягает на эти конституционные права гражданина.

3. Объективную сторону деяния образует один из видов незаконного использования объектов промышленной (производственной) собственности, предусмотренного ч. 1 ст. 177 УК — использование изобретения, полезной модели, промышленного зраз-* ка, квалифицированного указания происхождения товара, топографии, интегральных микросхем, сорта растений — если такое незаконное использование нанесло ущерб собственнику в крупном размере, который в сто и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан — примечание к ст. 177 УК.

4. Совершение деяния повторно, или причинение им материального ущерба в особо крупном размере, то есть на сумму, в тысячу и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан (примечание к ст. 177 УК), квалифицируется по ч. 2 ст. 177 УК.

5. Предметами незаконного использования могут быть изобретения, модели, образцы промышленных изделий, интегральные схемы, новые сорта растений и другие объекты промышленной собственности.

6. Нарушение прав на объекты промышленной собственности могут быть неосторожными и умышленными.

7. Ответственными за нарушение прав на использование объектов промышленной собственности могут быть все вменяемые лица, достигшие возраста шестнадцати лет. 1. Статья 35 Конституции Украины гарантирует всем возможность свободно и беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность.

2. Деяние, предусмотренное ст. 178 УК, разрушает эту конституционную возможность и является специальным видом уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 194 УК Украины).

3. Состав преступления образует разрушение (то есть полное уничтожение, при котором уже невозможно ни использование, ни восстановление) или повреждение в какой-то части религиозного сооружения или культового дома.

4. Предметом преступления могут быть любые религиозные сооружения — церкви, монастыри, храмы, костелы, мечети, синагоги, соборы, или культовые здания — часовни, молитвенные дома.

5. Разрушение или повреждение религиозных сооружений или культовых домов совершается умышленно с антирелигиозной целью

Неосторожное причинение такого вреда при соответствующих условиях может квалифицироваться по ст. 196 УК

6. Ответственность за разрушение или повреждение религиозных сооружений или культовых домов наступает с шестнадцати лет.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.