162 коап

Алан-э-Дейл       16.11.2022 г.

Запрещенные места и распитие алкоголя

Часть 1 ст. 20.20. КоАП РФ говорит не об общественных, а о запрещенных местах. Перечень таких мест закрепляет Федеральный закон от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ (о регулировании производства и оборота алкоголя). Это:

  • здания, строения, помещения об разовательных организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере обучения, медицинской деятельности, в области культуры
  • спортивные объекты
  • оптовые и розничные рынки
  • общественный транспорт (транспорт общего пользования), остановки (в том числе станции метрополитена), автозаправочные станции
  • вокзалы, аэропорты
  • в расположении воинских частей
  • места массового скопления граждан в период проведения публичных мероприятий (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования)
  • и иные общественные места, в т.ч. дворы, подъезды, лестничные площадки, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в городских лесах, скверах, парках и т.п.

Конечно, распитие алкогольной спиртных напитков в общественных местах допускается только совершеннолетними. И с условием покупки алкоголя в объекте общественного питания и потребления его на этом объекте.

Что такое общественное место? Эту тему мы подробно осветили в публикации, посвященной ответственности за мелкое хулиганство. По большому счету, любое место, где подразумевается открытый доступ и свободное нахождение людей становится общественным местом. А, значит, и запрещенным для потребления алкоголя.

Другой комментарий к Ст. 162 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Разбой как форма хищения образует нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.

Нападение представляет собой открытые либо скрытые (например, удар в спину, из засады) активные действия, направленные на достижение преступного результата путем применения насилия к потерпевшему (собственнику, иному владельцу имущества, третьему лицу, которое может воспрепятствовать хищению (например, сторож)) либо создания реальной угрозы его немедленного применения.

Вариантом нападения применительно к разбою является использование опасных для жизни или здоровья сильнодействующих, ядовитых или одурманивающих веществ с целью приведения потерпевшего в беспомощное состояние, а также использование собак и других животных, представляющих опасность для жизни или здоровья человека (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»).

2. Под насилием, опасным для жизни или здоровья, следует понимать такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29).

Объектом применения насилия (угрозы его применения) при разбое могут быть собственник, иной владелец имущества, а также лица, которые препятствуют либо, по мнению виновного, могут воспрепятствовать хищению; объектом применения насилия (угрозы его применения) также могут быть родственники или близкие собственника, владельца имущества, если через воздействие на них виновный пытается оказать воздействие на это лицо.

Кроме того, применяемое насилие должно быть средством завладения или удержания чужого имущества; если после тайного или открытого ненасильственного хищения виновный применяет насилие с целью избежать задержания, то содеянное не образует разбоя (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 5 сентября 1986 г. N 11 «О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности»).

3. Разбой признается оконченным преступлением с момента нападения в целях хищения чужого имущества, совершенного с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29).

4. Квалифицирующие признаки разбоя (ст. 162 УК РФ) частично совпадают с аналогичными признаками ст. 158 УК РФ.

Признак применения оружия или предметов, используемых в качестве оружия (ч. 2), рассматривается в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29.

Разбой с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего (п. «в» ч. 4) рассматривается в п. п. 21 — 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29.

Комментарий к ст. 20.20 КоАП РФ

1

Под общественным местом понимаются любые объекты реального или потенциального нахождения физических лиц: парк, стадион, сквер относятся к общественным местам даже и в тот временной период, когда граждане там отсутствуют, важно, что они гипотетически могут находиться там и стать невольными свидетелями либо участниками противоправных действий (в некоторых общественных местах — парк, улица и др. — и в любое время суток)

2. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции, так же как и хулиганство, всегда является действием правонарушителя, для его квалификации не имеет значения наступление физических последствий (релаксации, транквилизирующего воздействия употребления спиртного) — проступок считается завершенным в момент волеизъявления правонарушителя, т.е. в момент начала употребления указанной продукции, средств, веществ.

3. В распитии алкогольной и спиртосодержащей продукции группой лиц содержатся признаки, отягчающие административную ответственность, независимо от того, находились ли нарушители в состоянии алкогольного опьянения (см. комментарий к ст. 4.3).

4. К правонарушению, указанному в ч. 1 комментируемой статьи, не относится распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в ресторанах, кафе и подобных местах, где употребление спиртного обусловлено их предназначением и вытекает из существа оказываемых услуг. Распитие спиртных напитков в магазинах, осуществляющих розничную продажу указанной продукции, но не предназначенных для ее продажи в розлив, содержит признаки рассматриваемого правонарушения.

5. О статусе наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ см. комментарии к ст. 6.8 — 6.10.

Определение алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленное примечанием к комментируемой статье, действует только применительно к данной статье КоАП.

При квалификации других административных правонарушений следует руководствоваться дефинициями спиртных напитков (см. п. 2 комментария к ст. 6.10), алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции (см. п. 1 комментария к ст. 14.16), установленными Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, считается завершенным в момент начала потребления наркотических средств или психотропных веществ, иных одурманивающих веществ в общественных местах. Потребление указанных средств, веществ в иных местах квалифицируется по ст. 6.9 КоАП.

К субъектам данного административного правонарушения относятся совершеннолетние граждане, а также несовершеннолетние граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста; совершение рассматриваемого проступка несовершеннолетними в возрасте до 16 лет квалифицируется по ст. 20.22 КоАП (см. также ч. 1 ст. 23.2 КоАП).

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:

— начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями — в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

— начальниками линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместителями — согласно п. 2 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

— начальниками дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальниками линейных пунктов милиции — в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 23.3 КоАП.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, вправе рассматривать должностные лица органов Госнаркоконтроля России (см. п. 6 комментария к ст. 19.3, комментарий к ст. 23.63).

ДО 2,9 ТЫСЯЧ ШТРАФА

В новом КоАП были осовременены подходы ко многим административным правонарушениям, в том числе исключены неактуальные составы. Всего исключено 110 из ныне действующих норм. Значительная часть составов правонарушений в новом КоАП по сравнению с прежним подверглась корректировке или изложена по-новому. При этом в некоторых из них был значительно снижен размер административных санкций. В некоторых случаях состав правонарушений не менялся, скорректирована только нумерация статей КоАП.

Статья по теме

Передается ли склонность к преступлениям по наследству?

В отношении некоторых составов административных правонарушений, которые касаются общественного порядка либо совершаются субъектами хозяйствования (например, в сфере налогообложения, оборота и рынка ценных бумаг, таможенных правонарушений), наказание значительно ужесточено. Например, если сейчас за участие в несанкционированных акциях предусмотрен штраф до 30 базовых величин (870 руб.), то с 1 марта он будет равняться до 100 базовых величин (до 2900 руб.). Срок ареста за повторное участие в таких акциях тоже увеличился – до 30 суток. По старой версии кодекса наказание было до 15 суток. В новой редакции 15 суток – это минимальный срок ареста для тех, кто будет участвовать в акциях повторно.

Также вырастут штрафы за оскорбление должностного лица во время выполнения им служебных обязанностей, пьяную езду, лихачество, блокировку дорог. Кроме того, в КоАП появилась новая статья, которая предусматривает штраф за незаконное использование флагов.

Примечательно, что после 1 марта должны быть прекращены дела об административных правонарушениях, которые согласно КоАП, другим законодательным актам, предусматривающим административную ответственность, не являются административными правонарушениями, а также дела об административных правонарушениях, по которым истекли сроки наложения административных взысканий.

ПРОФИЛАКТИКА

Среди основных новелл КоАП – введение профилактических и предупредительных мер. В целях предупреждения новых административных правонарушений лицу, совершившему правонарушение, с 1 марта могут сделать устное замечание, предупреждение, а для несовершеннолетних предусмотрены меры воспитательного воздействия.

Статья по теме

На какой срок могут задержать человека за административное правонарушение?

В последнем случае ребенка могут обязать принести извинения потерпевшему, загладить свою вину, ему могут лишний раз напомнить, какие наказания предусмотрены по закону за совершение тех или иных преступлений, а также ограничить досуг.

Ограничение досуга заключается в возложении на несовершеннолетнего обязанности соблюдения на срок до 30 суток определенного порядка использования свободного от учебы или работы времени, например, запрета на посещение определенных заведений или на выход из дома в определенные часы.

Статья 162. Допрос несовершеннолетнего свидетеля

1. Допрос свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и допрос свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет производятся с участием педагогического работника, который вызывается в суд. В случае необходимости вызываются также родители, усыновители, опекун или попечитель несовершеннолетнего свидетеля при отсутствии у них заинтересованности в исходе административного дела. Указанные лица с разрешения председательствующего в судебном заседании могут задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний.

2. В исключительных случаях, если это необходимо для установления обстоятельств административного дела, на время допроса несовершеннолетнего свидетеля из зала судебного заседания на основании определения суда может быть удалено то или иное лицо, участвующее в деле, либо может быть удален кто-либо из присутствующих в зале судебного заседания граждан. Лицу, участвующему в деле, его представителю после возвращения в зал судебного заседания должно быть сообщено содержание показаний несовершеннолетнего свидетеля и должна быть предоставлена возможность задать свидетелю вопросы.

3. Свидетель, не достигший возраста шестнадцати лет, по окончании его допроса удаляется из зала судебного заседания, за исключением случая, если суд признает необходимым присутствие этого свидетеля в зале судебного заседания.

Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ в часть 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном месте, —

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

>Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ ст 162 (ред. от 27.12.2018)

Налоговые деликты

Первичным звеном в процедуре привлечения к админответственности является составление протокола об административном правонарушении.

Основанием для возбуждения административного производства является выявление должностным лицом ИФНС фактов нарушения налогового законодательства. По результатам проверки сотрудник ИФНС, усмотревший в деяниях конкретного лица состав административного правонарушения, составляет соответствующий протокол.

Право рассматривать подобные протоколы закон делегирует многим государственным органам. Так, в силу положений главы 23 КоАП РФ:

  • территориальные органы ФНС возбуждают и рассматривают административные деликты, предусмотренные ст.ст. 14.5. 14.13, 15.1, 15.27, 19.7.6 КоАП РФ, относящиеся к категории правоотношений, напрямую связанных с полномочиями ФНС;
  • судьи рассматривают административные протоколы, составленные ИФНС и связанные с нарушением налогового законодательства по ст.ст.15.4–15.8, 15.11, 15.15.6 .

Поскольку любой вид ответственности персонифицирован, то при нарушениях, допущенных юридическим лицом в сфере налогового законодательства, административное наказание накладывается на должностных лиц предприятия, организации или субъекта предпринимательской деятельности.

Размер штрафа как наказания по КоАП диверсифицируется в зависимости от:

  • размера причиненного государству ущерба;
  • повторности деяния;
  • длительности срока, в течение которого совершались правонарушения и т.д.

ВЗЫСКАНИЯ

В новой редакции КоАП усовершенствована система взысканий, а правонарушения разбиты по категориям в зависимости от характера и степени общественной вредности: административные проступки, значительные и грубые административные правонарушения. И если за проступки или значительные правонарушения в основном предусмотрены штрафы, то за грубые можно попасть за решетку.

Статья по теме

Что можно передать в посылке в ИВС?

Интересно, что прежний КоАП предусматривал 10 видов взысканий. Теперь их восемь: исключены предупреждение и лишение специального права. С 1 марта лицо, совершившее административный проступок или значительное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности. Но для этого должен быть соблюден ряд условий: признание факта совершения правонарушения; согласие на освобождение от административной ответственности; вынесение письменного предупреждения; отсутствие административного взыскания в течение года до совершения правонарушения; неприменение ранее в течение года до совершения правонарушения освобождения от административной ответственности. Понятно, что если человек в течение года снова совершит проступок, то административной ответственности ему уже не избежать. Как говорится, «на первый раз прощаем».

Появился и новый вид взысканий – на смену исправительным работам пришли общественные. Разница в том, что в первом случае отработка шла по месту работы и устанавливались на срок от 1 до 2 месяцев. Вторые заключаются в выполнении бесплатных работ в свободное от основной работы, службы или учебы время, которые направлены на достижение общественно полезных целей.

Общественные работы устанавливаются на срок от 8 до 60 часов и выполняются не более 4 часов в день. Другими словами, теперь правонарушитель должен бесплатно отработать определенное время на благо общества. При этом общественные работы могут налагаться судом только при согласии физлица, а пенсионеры, несовершеннолетние, беременные, инвалиды I и II групп и другие категории граждан не могут быть к ним привлечены.


«Страшилка» для подростка? За что сегодня могут поставить на учет в милицию
Подробнее

Что понимается под общественным местом

Отдельного внимания заслуживает вопрос, что является общественным местом, определение по закону в единой формулировке не дается. В конкретных обстоятельствах законом указываются частные признаки и (или) перечисляются конкретные объекты, подпадающие под понятие. Исходя из системного анализа различных норм, можно выявить следующие общие характеристики общественного места:

  1. Общественное место не может находиться в частной собственности, что вытекает из буквального толкования термина общественное. Исходя из такого понимания, территории торговых или развлекательных центров, предприятий и организаций не могут считаться общественными, и, соответственно, употребление спиртосодержащих жидкостей на таких территориях не может наказываться штрафом согласно административным статьям. Правила поведения на подобных объектах определяются собственником.
  2. В общественное место существует беспрепятственный доступ людей, как единолично, так и коллективно. Огороженная и (или) охраняемая территория (стройплощадка, место складирования и пр.) по этому критерию не может расцениваться в качестве общедоступного места.
  3. Посещение и пребывание в общественном месте осуществляется без получения разрешений или согласований со стороны каких-либо структур или официальных лиц.

В общественное место существует беспрепятственный доступ людей

Учитывая, что в юридическом понимании термина существуют определенные противоречия и неясности, в ч. 1 статьи 20.20 КоАП РФ содержится отсылка на ст. 16 ФЗ от 22.11.1995 г. No 171-ФЗ. В указанной норме приведен конкретный перечень мест применительно к рассматриваемому составу. Туда отнесены следующие объекты:

  • медицинские, образовательные, культурные, спортивные, детско-юношеские,
  • общественный транспорт и места его остановки,
  • рынки, аэропорты, вокзалы и иные объекты с источниками повышенной опасности и скоплением людей,
  • военные объекты,
  • передвижные объекты торговли,
  • подъезды, лестницы, лестничные площадки, дворы, лифты, детские площадки,
  • зоны и территории для отдыха и занятия спортом.

Приведенный перечень не является закрытым. Исходя из общих характеристик и признаков, общественными местами могут быть признаны и другие объекты. Если на указанных территориях и объектах в официальном порядке оборудованы места торговли алкогольными напитками и организовано общественное питание, употребление алкоголесодержащих продуктов разрешается.

Другой комментарий к статье 6.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарными правилами понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Согласно указанному Федеральному закону под гигиеническим нормативом понимается установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.

Применительно к ст. 3 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в состав законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения входят наряду с указанным Федеральным законом другие федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные акты субъектов Федерации.

Административная ответственность за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, указанных в ст. 6.4 — 6.7 КоАП, квалифицируется в соответствии с данными статьями. Нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов в остальных случаях влечет за собой административную ответственность, установленную комментируемой статьей.

2. Обеспечение профилактики инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения Российской Федерации, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, гигиеническое воспитание и образование населения возложены на государственную санитарно-эпидемиологическую службу РФ, статус которой определен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 (см. комментарий к ст. 23.13).

В соответствии с Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554, разработка единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил, разработка (пересмотр), экспертиза, введение в действие санитарных правил, их систематизация, формирование единой федеральной базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования осуществляются в порядке, определяемом Минздравом России. Проекты санитарных правил подлежат комплексной экспертизе в Комиссии по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию, создающейся из числа ведущих специалистов, ученых, руководителей государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ и возглавляемой Главным государственным санитарным врачом РФ. Санитарные правила, утвержденные Минздравом России, подлежат государственной регистрации.

3. Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении (несоблюдении) гигиенических нормативов, санитарно-эпидемиологических требований, определенных санитарными правилами, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. При установлении объективной стороны состава данного правонарушения необходимо выявить факт указанного нарушения независимо от того, наступили общественно опасные последствия деяния или нет.

Нарушение санитарных правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, либо то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, квалифицируется как преступление, предусмотренное соответственно ч. 1, 2 ст

236 УК.

4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц органов государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ (см. комментарий к ст. 23.13).

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.