Федеральный закон «о стандартизации в российской федерации» от 29.06.2015 n 162-фз (ред. от 30.12.2020)

Алан-э-Дейл       26.07.2022 г.

ФЗ от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»

С 1 июля 2016 г. в России заработал в полном объеме Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

    Закон определяет стратегические цели национальной системы стандартизации. 

    В Законе установлены, в частности:

    — организационные и правовые основы национальной системы стандартизации, урегулированы отношения, возникающие при разработке, принятии, внесении изменений, отмене и применении документов по стандартизации;

    — определены основные понятия, цели и принципы стандартизации, сфера регулирования, основные направления государственной политики в сфере стандартизации, виды документов по стандартизации, требования к ним, порядок их разработки и правила применения;

    — процедура создания технических комитетов по стандартизации, порядок разработки и утверждения национальных стандартов и предварительных национальных стандартов.

    Закон отнес к документам национальной системы стандартизации — национальный стандарт Российской Федерации, в том числе основополагающий национальный стандарт Российской Федерации и предварительный национальный стандарт Российской Федерации, а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники.

        Помимо  документов национальной системы стандартизации кдокументам по стандартизации Закон отнес  общероссийские классификаторы, стандарты организаций, в том числе технические условия, своды правил.

Закон определил, что документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе, но в то же время применение национального стандарта является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

Закон направлен на стимулирование развития отечественного производства и повышение уровня импортозамещения за счет установления требований к объектам закупки в стране на основе национальных стандартов Российской Федерации, разработанных с учетом интересов российского бизнеса.

Закон качественно изменил регулирование в сфере закупок. Соответствующие изменения были внесены в Федеральные законы №44-ФЗ и № 223-ФЗ, которые обязали заказчиков при составлении описания объекта закупки использовать требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и функциональных характеристик товара, работ, услуг, которые предусмотрены документами применяемыми, в национальной системе стандартизации. Предприниматели, участвующие в закупках, должны поставлять продукцию в соответствии с требованиями, установленными заказчиком. При этом правильное применение национальных стандартов позволит участникам закупок избежать ошибок при оформлении заявок на участие, а также повысить качество поставляемых товаров и услуг.

      «Вступление в силу Федерального закона Российской Федерации от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» знаменует завершение первого этапа перехода нашей страны к современной модели стандартизации, отличительной чертой которой является совместная работа представителей промышленности и органов государственной власти в сфере стандартизации, в том числе её финансирование на паритетных началах.

      В связи с этим реализация ФЗ-162 должна стать не только действенной антикризисной мерой, но и важным элементом государственной промышленной политики.     Закон открывает новые возможности для промышленности и бизнеса, и позволит значительно упростить, оптимизировать и систему технического регулирования, и процессы установления обязательных требований в области безопасности через ссылки на стандарты.

     Принятие закона «О стандартизации в Российской Федерации» создаёт благоприятные условия для активизации участия бизнеса в национальной, межгосударственной и международной стандартизации. Закон предоставляет инструменты эффективной защиты национальных рынков от недобросовестной конкуренции и фальсифицированной, опасной продукции».

 Из Резолюции совместного заседания Коллегии Росстандарта, Общественного совета при Росстандарте, Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России и Комитета РСПП по техническому регулированию

Последние изменения, внесенные в ФЗ 162 о стандартизации

С момента официального опубликования, в 162 закон о стандартизации не часто вносились изменения. Последние изменения были внесены в настоящий закон 3 июля 2016 года на основании ФЗ № 296.

Статья 4 глава 1 закона № 162 

Главные принципы настоящего Федерального Закона «О стандартизации в РФ» описаны в 4 статье:

  • не принудительность использования документации по унификации измерений;
  • обязательное использование документации, касающейся некоторых объектов, указанных в 6 статье;
  • при процессе унификации измерений создание комплексности и системности;
  • использование правил и принципов, соответствующих развитию науки, техники и опыту иностранных государств и России;
  • поддержание открытости при разработке документации о стандартизации;
  • документальное установление требований по осуществлению контроля за выполнением процедуры унификации измерений;
  • вся документация обязана соответствовать техническим регламентам в России;
  • определенные стандарты не должны быть противоречивыми друг другу;
  • информация о принятых стандартах должна быть открытая, за исключением некоторых ограничений по законам РФ.

Изменения коснулись 2 пункта рассматриваемой статьи. Было принято решение добавить фразу о том, чтобы включить перечень бумаг по унификации измерений, обеспечивающих безопасность движения на дороге.

14 статья закона о стандартизации

Положения 14 статьи указывают на перечень документов, относящихся в системе стандартов:

  • документация национальной системы стандартов;
  • общие классификаторы, принятые на территории России;
  • стандарты учреждений и технические условия;
  • правила, касающиеся процесса установления стандартов;
  • иные бумаги, предусматривающие специальные требования по объектам стандартизации, указанным в 6 статье рассматриваемого закона.

При последней редакции в 14 статью изменения и дополнения не вносились.

Статья 29 Федерального Закона № 126

Данная статья содержит положения, касающиеся федерального информационного фонда стандартов. Данный орган создан, чтобы организовывать:

  • централизованный учет и систему хранения документации;
  • хранение бумаг, утративших свою силу (хранятся подобные бумаги в течение 10 лет);
  • обмен документацией о стандартах измерений с международными органами, региональными и национальными учреждениями иностранных государств;
  • выдачу гражданам и иным органам документации о стандартах по их запросам;
  • выдачу информации о документах и копии документации национальной системы унификации измерений.

По закону, порядок осуществления деятельности федерального информационного фонда стандартов определяется Правительством России.

При последней редакции в 29 статью не вносились изменения.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Статья 8. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений

1. Стандарты
отраслей могут разрабатываться и приниматься государственными органами
управления в пределах их компетенции в целях обеспечения требований, указанных
в статье 1 настоящего Закона применительно к продукции, работам и услугам
отраслевого значения.

Стандарты
отраслей не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Ответственность
за соответствие требований стандартов отраслей обязательным требованиям
государственных стандартов несут принявшие их государственные органы
управления.

Порядок
разработки, принятия, учетной регистрации, применения, контроля за соблюдением
обязательных требований, изменения и отмены стандартов отраслей устанавливается
государственными стандартами Государственной системы стандартизации.

2. Стандарты
предприятий могут разрабатываться и утверждаться предприятиями самостоятельно,
исходя из необходимости их применения в целях обеспечения требований, указанных
в статье 1 настоящего Закона, а также в целях совершенствования организации и
управления производством.

Требования
стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими субъектами
хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и
поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти
стандарты.

3. Стандарты
научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений
разрабатываются и принимаются этими общественными объединениями для динамичного
распространения и использования полученных в различных областях знаний
результатов исследований и разработок. Необходимость применения этих стандартов
субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно.

4. Порядок
разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов субъектов
хозяйственной деятельности устанавливается ими самостоятельно в соответствии с
настоящим Законом.

5. Стандарты
субъектов хозяйственной деятельности не должны нарушать обязательные требования
государственных стандартов.

Ответственность
за соответствие требований стандартов субъектов хозяйственной деятельности обязательным
требованиям государственных стандартов несут утвердившие их субъекты
хозяйственной деятельности.

6. Информация
о принятых стандартах отраслей, стандартах научно-технических, инженерных
обществ и других общественных объединений направляется в органы Госстандарта
России.

Статья 7. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации

1.
Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги,
имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству
Российской Федерации
. Государственные стандарты должны содержать:

требования к
продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни,
здоровья и имущества, требования пожарной безопасности требования техники
безопасности и производственной санитарии;

требования по
технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости
продукции;

основные
потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их
контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению
и утилизации продукции;

правила и
нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке,
производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и
оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации,
допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг,
сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их
определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и
организационно-технические правила и нормы.

Для
обеспечения государственной защиты интересов Российской Федерации и
конкурентоспособности отечественной продукции (услуг) в государственных
стандартах в обоснованных случаях устанавливаются предварительные требования на
перспективу, опережающие возможности традиционных технологий.

Содержание
требований государственных стандартов, области их распространения, сферы их
действия и даты их введения определяются государственными органами управления,
которые их принимают.

2. Требования,
устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности
продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для
обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости
продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные
требования, установленные законодательством Российской Федерации, являются
обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами
хозяйственной деятельности.

Соответствие
продукции и услуг указанным требованиям государственных стандартов определяется
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательной
сертификации продукции
и услуг.

Иные
требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам подлежат
обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности в силу договора
либо в том случае, если об этом указывается в технической документации
изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг. При этом
соответствие продукции и услуг этим требованиям государственных стандартов
может определяться в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации о добровольной сертификации продукции и услуг.

3.
Соответствие продукции и услуг требованиям государственных стандартов может
подтверждаться путем маркирования продукции и услуг знаком соответствия
государственным стандартам.

Форму знака
соответствия государственным стандартам, порядок маркирования этим знаком, а
также порядок выдачи субъектам хозяйственной деятельности лицензий на
маркирование ими продукции и услуг этим знаком устанавливает Госстандарт
России.

Субъекты
хозяйственной деятельности, которым выданы лицензии на маркирование продукции и
услуг знаком соответствия государственным стандартам, а также сами продукция и
услуги, маркированные этим знаком, вносятся в Государственный реестр продукции
и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам. Порядок
ведения указанного реестра и пользования им устанавливает Госстандарт России.

4. В
соответствии с настоящим Законом государственные стандарты и общероссийские
классификаторы технико-экономической информации принимает Госстандарт России, а
в области строительства и промышленности строительных материалов —
Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и
строительства (Госстрой России).

Государственные
стандарты вводятся в действие после их государственной регистрации в
Госстандарте России.

5. Порядок
разработки, принятия, введения в действие, применения и ведения общероссийских классификаторов
технико-экономической информации устанавливает Госстандарт России.

Наши события

14 октября 2021, 11:58
Праздничный прямой эфир в честь Дня Рождения RusCable!

13 октября 2021, 19:20
Премьера. По следам «Герды». Эпизод I. Великокняжеский кабельный завод «ДОНКАБЕЛЬ»

12 октября 2021, 12:31
22 года RusCable.Ru! Пройди тест на кабельщика 2021!

11 октября 2021, 11:41
RusCable Insider #242 — конкурс граффити ЭКСПЕРТ-КАБЕЛЬ. 15 лет КСК-групп. Новый офис Legrand и как выбрать правильно выбрать рециркулятор

7 октября 2021, 19:09
RusCable Live — Герои недели. НПП «ГЕРДА», Донкабель, Genesis, EL-комитет. Эфир 8.10.2021

5 октября 2021, 12:50
RusCable Insider #241 — Оборудование Xinming. Genesis кабельных полимеров. Новый проект «По следам Герды»: Великокняжеский кабельный завод

ПАРТНЁРЫ

Статья 16. Стимулирование применения государственных стандартов

1. Государство
гарантирует экономическую поддержку и стимулирование субъектов хозяйственной
деятельности, которые производят продукцию (оказывают услуги), маркированную
знаком соответствия государственным стандартам, в том числе государственным
стандартам с предварительными требованиями на перспективу, опережающими
возможности традиционных технологий.

2. Меры
экономической поддержки и стимулирования субъектов хозяйственной деятельности,
осуществляющих производство продукции (оказывающих услуги) в соответствии с
пунктом 1 настоящей статьи и получивших лицензии на маркирование продукции
(услуг) знаком соответствия государственным стандартам, определяются в порядке
и на условиях, установленных законодательными актами Российской Федерации.

Президент
Российской ФедерацииБ. Ельцин

Москва, Дом Советов
России

10 июня 1993
года

Статья 12. Органы государственного контроля и надзора

1. Органами,
осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных
требований государственных стандартов, являются Госстандарт России, иные
специально уполномоченные государственные органы управления в пределах их
компетенции.

2.
Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных
требований государственных стандартов проводится должностными лицами
государственных органов управления в пределах их компетенции.

Непосредственное
осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных
требований государственных стандартов от имени Госстандарта России проводится
его должностными лицами — государственными инспекторами:

главным
государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными
стандартами;

главными
государственными инспекторами республик в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономной области, автономных округов, городов по надзору за
государственными стандартами;

государственными
инспекторами по надзору за государственными стандартами.

О ЗНАМЕНИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗНАМЕНИ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА, ЗНАМЕНАХ ИНЫХ ВИДОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Федеральных законов , , , , , )

Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года

Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года

Настоящим Федеральным законом устанавливаются знамя Вооруженных Сил Российской Федерации, знамя Военно-Морского Флота, знамена иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов , )

Статья 1.

Знамя Вооруженных Сил Российской Федерации, знамя Военно-Морского Флота, знамена иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации являются официальными символами и воинскими реликвиями Вооруженных Сил Российской Федерации, Военно-Морского Флота, иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов , )

Статья 2.

Знамя Вооруженных Сил Российской Федерации состоит из двустороннего полотнища, древка с навершием, со скобой и с подтоком. Полотнище знамени прямоугольное, красного цвета, с каймой красного цвета. Полотнище знамени и кайма обшиты золотистой тесьмой.

На лицевой стороне полотнища, в центре, — главная фигура Государственного герба Российской Федерации: золотой двуглавый орел, поднявший вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного дракона, опрокинутого навзничь и попранного конем. В каждом углу полотнища — золотистая контурная пятилучевая звезда. В кайме — золотистый плетеный орнамент.

На оборотной стороне полотнища, в центре, — военный геральдический знак — эмблема Вооруженных Сил Российской Федерации: золотой двуглавый орел с распростертыми крыльями. В правой лапе орла — меч, в левой — лавровый венок. На груди орла — щит, увенчанный короной. На щите, на красном поле, — всадник, поражающий копьем дракона. В каждом углу полотнища — золотистая контурная пятилучевая звезда. В кайме — золотистый плетеный орнамент. В верхней части каймы орнамент прерывается надписью: «ОТЕЧЕСТВО», в нижней части каймы — «ДОЛГ ЧЕСТЬ». Надписи выполнены золотистыми буквами, стилизованными под старославянский шрифт.

Ширина полотнища 130 сантиметров, длина 170 сантиметров, с запасом для крепления к древку, изготовленным из ткани красного цвета.

Многоцветный рисунок знамени Вооруженных Сил Российской Федерации помещен в приложении 1 к настоящему Федеральному закону. (в ред. Федерального закона )

Статья 3.

Знамя Военно-Морского Флота состоит из двустороннего полотнища, древка с навершием, со скобой и с подтоком. Полотнищем знамени Военно-Морского Флота является Военно-Морской флаг Российской Федерации, представляющий собой белое прямоугольное полотнище, пересеченное синим диагональным (Андреевским) крестом. Отношение ширины флага к его длине 2 : 3. Отношение ширины концов креста к длине флага 1 : 10.

Многоцветный рисунок знамени Военно-Морского Флота помещен в приложении 2 к настоящему Федеральному закону.

Статья 4.

Знамя Вооруженных Сил Российской Федерации и знамя Военно-Морского Флота вручаются Президентом Российской Федерации и хранятся соответственно в Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации и Главном штабе Военно-Морского Флота.

Знамя Вооруженных Сил Российской Федерации и знамя Военно-Морского Флота официально используются в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Статья 5.

Положения о знаменах видов Вооруженных Сил Российской Федерации (кроме Военно-Морского Флота), их описания и рисунки утверждаются Президентом Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов , )

Статья 6.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. ПУТИН

Москва, Кремль

29 декабря 2000 года

N 162-ФЗ

Приложение 1 к Федеральному закону от 29 декабря 2000 г. N 162-ФЗ «О знамени Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знаменах иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации и знаменах других войск»

Статья 1. Понятие стандартизации

Стандартизация — это
деятельность по установлению норм, правил и характеристик (далее — требования)
в целях обеспечения:

безопасности продукции,
работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

технической и
информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

качества продукции, работ
и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

единства измерений;

экономии всех
видов ресурсов;

безопасности
хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных
катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

обороноспособности
и мобилизационной готовности страны.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.