Глава 21 уголовно-процессуального кодекса рф. общие условия предварительного расследования. адвокат по уголовным делам

Алан-э-Дейл       07.05.2022 г.

Другой комментарий к Ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. Следующая за возбуждением уголовного дела стадия в российском уголовном процессе называется предварительным расследованием. Уголовно-процессуальная деятельность в этой стадии подчинена решению следующих задач: путем производства следственных действий по собиранию доказательств во взаимодействии с органами дознания, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и при строжайшем соблюдении прав всех участников уголовного процесса раскрыть преступление, объективно установить фактические обстоятельства дела, изобличить виновного и обеспечить привлечение его к уголовной ответственности, возместить причиненный преступлением ущерб, а также выяснить обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, приняв меры к их устранению; подготовить материалы уголовного дела к судебному разбирательству. При наличии предусмотренных законом оснований эта деятельность может закончиться также прекращением уголовного дела и реабилитацией невиновного. Предварительным такое расследование называется потому, что оно ведется до суда и для суда

Однако, являясь предварительным, расследование не теряет своего важного значения, и орган расследования не может ограничиться приблизительными, недостоверными выводами. Предварительное расследование должно быть таким, чтобы у суда были все возможности правильно разрешить уголовное дело, вынести законный, обоснованный, мотивированный и справедливый приговор

2. Стадию предварительного расследования в обязательном порядке проходят почти все уголовные дела (исключение составляют дела частного обвинения). Как и любая другая, названная стадия уголовного процесса имеет не только свои задачи, но и свое специфическое содержание, свое начало и окончание, особый круг участников уголовно-процессуальной деятельности и завершается особым уголовно-процессуальным документом.

3. Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания. Основной из двух названных форм является предварительное следствие, главным признаком которого является то обстоятельство, что оно производится процессуально самостоятельным должностным лицом — следователем. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, исчерпывающий перечень которых приводится в ч. 3 комментируемой статьи. Это — преступления небольшой и средней тяжести. Расследование в форме дознания по таким делам заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и руководствуясь правилами производства предварительного расследования, сам, без передачи дела следователю, полностью устанавливает все обстоятельства предмета доказывания и завершает уголовное дело самостоятельно. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения в суде на общих основаниях (см. ст. ст. 223 — 226 УПК РФ и комментарий к ним).

4. Пунктом 2 ч. 3 комментируемой статьи прокурору предоставлено право ограничиться дознанием и по другим делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не передавая дело следователю. Такое решение прокурора должно облекаться в письменную форму. Оно представляет собой препроводительное письмо, адресованное соответствующему органу дознания, которому направляется уголовное дело. Указание прокурора о производстве дознания (вместо предварительного следствия) обязательно для органа дознания (в подавляющем большинстве случаев речь идет о милиции).

Специфика

При поручении выполнения процессуальных мероприятий необходимо учитывать ряд моментов:

1. На исполнителя распространяется порядок об отводе.

2. Должны быть обеспечены права участников на присутствие при выполнении поручения. К примеру, если мероприятие осуществляется по заявлению потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, адвоката, гражданского истца, то они вправе участвовать в нем. При этом, защитник должен быть уведомлен о действиях, осуществляемых в отношении подозреваемого. Нарушение этого правила влечет недопустимость доказательств, полученных при выполненных мероприятиях.

3. Кроме следственной деятельности (направленной на собирание доказательств), допускается поручение других процессуальных действий. К ним относят:

— ознакомление лиц с постановлениями о признании их в качестве участников уголовного процесса и разъяснение им их обязанностей и прав;

— исполнение мер принуждения (привод, отобрание обязательства о явке, арест имущества, задержание);

— обеспечение мер по выявлению и устранению обстоятельств, которые способствовали совершению преступления.

Какие дела подсудны районному суду

Ч. 2 ст. 31 УПК обозначает подсудность уголовных дел для районных судов (в городах, не предусматривающих деления на районы, их заменяют городские суды) путем изъятия из общей массы тех, что должны разбираться мировыми судьями, вышестоящим или военным судом.

Ст. 30 УПК определила, в каком составе районный суд должен рассматривать уголовное дело. Анализ этой нормы позволяет сделать вывод о том, что большую часть дел судьи первой инстанции, включая районных, уполномочены рассматривать единолично. Пп. 2–4 ч. 2 ст. 30 содержат список исключений.

Так, рассматриваются коллегиально тремя судьями дела о преступлениях террористического характера. Кроме того, по заявлению подсудимого дела, подсудные районному суду, могут быть рассмотрены с участием суда присяжных.

Важно: присяжные не могут участвовать в рассмотрении дел, касающихся сексуального насилия в отношении несовершеннолетних, совершенного лицами, ранее осужденными за аналогичные преступления, а также дел по преступлениям против конституционного строя и безопасности. Это положение способствует неразглашению государственной и личной тайны

Таким образом, установление подсудности уголовных дел проводится исходя из территориального, родового и персонального признаков и служит для определения суда, который всесторонне и беспристрастно рассмотрит дело.

Образец постановления

Если полученное государственным органом сообщение о совершенном преступном деянии не входит в его компетенцию, то оно должно быть передано по подследственности для производства соответствующих процессуальных действий.

Образец

Постановление о передаче сообщения о совершенном злодеянии компетентным органам г. __________ 00.00.00 года

Руководитель органа дознания, подполковник полиции _______, рассмотрев поступившее сообщение от гражданина ________о деянии, предусмотренном ч. 1 ст. 179 Кодекса о преступлениях,

Установил:

При проверке поступившего сообщения было выяснено, что данное деяние не подлежит расследованию дознанием, поэтому необходима передача подследственности. УПК предусматривает ее в ст. 151 УК.

На основании ст. 145 Кодекса об уголовном процессе

Постановил:

Передать указанное сообщение о совершенном деянии следственному отделу.

Руководитель дознания подполковник ______________________

Правовой статус предварительного расследования

Три формы расследования:

  1. Предварительное следствие (ПС) – работа управомоченных лиц, проводящаяся по всем составам преступлений, кроме тех, которые подлежат дознанию. Проводится следователями Министерства Внутренних Дел РФ, Следственного Комитета или Федеральной Службы Безопасности.
  2. Дознание – работа правомочных субъектов, чей смысл состоит в расследовании преступных деяний, в которых осуществление ПС нет надобности. Этой деятельностью занимаются специальные субъекты – дознаватели – ОВД РФ, пограничных органов ФСБ РФ, Федеральной Службы Судебных Приставов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, а также таможенных органов РФ.
  3. Дознание в сокращённой форме – относительно новая форма процессуальной деятельности, проводимая по составам, расследуемым «в отношении определённого лица, на основании его письменного ходатайства и признании им вины в совершении инкриминируемого преступления, согласии с его правовой оценкой, характером и размером причиненного вреда». Осуществляется теми же субъектами, что и дознание. Необходимо понимать, что это такой же вид деятельности, как и дознание, только в более упрощённом порядке и по другим основаниям.

Ранее предварительным расследованием также занимались: Федеральная Служба Налоговой Полиции (распущена 30.06.2003 года, функции перешли к МВД), Федеральная Служба по Контролю за Оборотом Наркотиков, (упразднена указом Президента от 05.04.2016г., функции перешли к Управлению по Контролю за Оборотом Наркотиков МВД), Следственный комитет при прокуратуре (упразднён 15.01.2011г., преобразован в отдельный новый орган – Следственный Комитет). Деятельность государства по реорганизации этих организаций представляется не совсем логичной, т.к. большинство задач, переходящих из ФСНП РФ и ФСКН РФ к МВД РФ и были в ведении МВД РФ до выделения части МВД РФ в отдельные ведомства, что означает излишнюю деятельность государства в определённых сферах.

Также деление расследований проводится в связи с тяжестью раскрываемых преступлений и отличается в основном сроками расследования и правовым положением ведущих его лиц, и лиц, осуществляющих за ними надзорную деятельность за ними. Чем сложнее преступление, тем больше времени и материальных благ необходимо для осуществления расследования и сбора доказательственной базы. Т.е., к примеру, убийство, пусть даже в конкретном случае более простое и очевидное в раскрытии преступление, нежели кража, однако требует проведения большого количества экспертиз и действий, занимающих большее количество времени, чем при расследовании кражи.

Говоря кратко, центральное различие между видами расследований, не учитывая разницу в юрисдикции по составам УК РФ, определённым законодательно, заключается в сроках осуществления специфической деятельности:

  • на законодательном уровне закреплён срок проведения ПС, равный двум месяцам с момента прохождения стадии ВУД, с последующим увеличением срока до трёх месяцев руководителем конкретного следственного органа (РСО), и до двенадцати месяцев РСО по региону государства (области, республике и т.д.), где проводится данная деятельность, при необходимости с правом увеличения срока только в особенных ситуациях ещё больше (но уже на время, не регламентируемое УПК) Председателем Следственного Комитета РФ или РСО определённого ФОИВ (например, МВД, ФСБ и т.д.);
  • дознание проводится в срок тридцати суток с окончания прохождения стадии ВУД, с возможностью продления прокурором ещё на тридцать суток, а также с возможностью пролонгации обозначенных выше сроков прокурором района или города до шести месяцев, с увеличением до двенадцати месяцев в особенных случаях прокурором региона РФ;
  • дознание в сокращённой форме проводится ограничено временными рамками пятнадцати суток, с возможностью продления прокурором ещё на пять суток. В ситуации, если собрать нужную информационную базу в указанное время невозможно, или при появлении условий мешающих проведению дознания в сокращённой форме, обозначенных в статье 226.2 УПК РФ, работа будет проводиться на общих основаниях как обыкновенное дознание.

Предварительное расследование: подследственность

Проведение предварительного расследования имеет место, когда речь идет о преступлениях, относящихся к категории тяжких или особо тяжких. При этом их львиная доля приходится на следователей ОВД. Исчерпывающий список статей, при квалификации по которым дело попадает к ним, представлен в части второй пункта 3 изучаемой статьи. В частности, это причинение вреда здоровью умышленного характера, квалифицируемого как тяжкий, грабеж, присвоение или растрата. Причем зачастую охватывается только простой и квалифицируемый состав.

К подследственности (родовой) следователей СК, как правило, принадлежат преступления, обладающие высокой степенью опасности для общества (терроризм, изнасилование, похищение людей и пр.), совершенные несовершеннолетними против лиц в возрасте до 18 лет, а также те, что были содеяны должностными лицами, список которых представлен в части второй.

Определенные уголовные дела, связанные с нелегальным оборотом наркотиков, ранее по подследственности принадлежали следователям (дознавателям) ФСКН. Однако в 2016 г. данная служба была присоединена к МВД. Из ст. 151 УПК РФ в новой редакции данный пункт под номером восемь в результате был исключен.

Комментарий к статье 152 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

1. Комментируемая статья регламентирует вопросы определения подследственности уголовных дел по территориальному признаку. Изложенные в статье нормы подлежат применению в совокупности с положениями ст. 151 УПК.

2. Преступление считается совершенным там, где оно окончено, независимо от места наступления общественно опасных последствий. При невозможности точно определить место совершения преступления предварительное следствие (до момента окончательного выявления данного места) производится в месте обнаружения преступления или наступления последствий его совершения.

3. Под местом деятельности следователя подразумевается территория (район, город, межрайонное территориальное образование и др.), в пределах которой ему обычно поручается производство предварительного следствия.

4. При необходимости произвести следственные или розыскные действия в другом месте следователь направляет соответствующему следователю или органу дознания письменное поручение, обычно именуемое «отдельным поручением». В поручении следователь кратко излагает обстоятельства дела и формулирует задание по производству следственных или розыскных действий. При необходимости поручения сопровождаются приложениями (например, согласованные с прокурором постановления следователя о возбуждении перед судом ходатайств о производстве следственных действий и постановления судьи о разрешении их проведения; копии процессуальных документов, различных справок по уголовному делу).

5. Если невозможно выполнить поручение в течение 10 суток, следователь или орган дознания, его исполняющий, обязан заблаговременно известить следователя о причинах задержки и согласовать с ним дальнейшие действия по выполнению поручения.

6. Безотлагательность выполнения следственных действий по делу, не подследственному данному следователю, определяется необходимостью срочного выявления и процессуального закрепления следов преступления, которые могут быть безвозвратно утрачены до принятия дела к своему производству другим следователем после передачи ему дела по подследственности. Определение круга неотложных следственных действий, подлежащих обязательному выполнению до передачи дела прокурору для направления по подследственности, зависит от конкретных обстоятельств уголовного дела.

7. В случае возникновения разногласий между различными органами предварительного следствия вопрос о подследственности дела решается прокурором по месту, где следствие начато. Следователь вправе обжаловать принятое прокурором решение об определении подследственности вышестоящему прокурору.

Органы дознания

В соответствии с УПК РФ, подследственность уголовных дел небольшой и средней тяжести может быть возложена на данных процессуальных лиц только с письменного разрешения прокурора.

К органам дознания относятся:

  • ОВД;
  • судебные приставы;
  • государственная пожарная служба;
  • командиры и начальники военной части.

Обладают следующими функциями:

  • возбуждать уголовные дела в пределах вверенных им полномочий и осуществлять необходимые розыскные мероприятия;
  • осуществлять проверку полученных сообщений о готовящихся или уже совершенных злодеяниях.

Как правило, органы дознания занимаются раскрытием менее тяжких преступлений, в основном они указаны в ст. 150 УПК. Подследственность уголовных дел в данном случае осуществляется ими в пределах их компетенции и по согласованию с прокуратурой.

Дознаватели из службы приставов-исполнителей возбуждают уголовные дела против тех граждан, которые не платят по кредитам, взятым в банках, а также не исполняют свои обязанности по алиментным обязательствам на своих детей. При этом в настоящее время практика показывает, что многие из таких должников оказываются на скамье подсудимых, после чего отбывают наказание в местах лишения свободы или отрабатывают их в обязательном порядке.

Дознаватели, работающие в пожарной службе, расследуют дела по различным возгораниям домов, после чего передают указанные материалы в прокуратуру, а последняя определяет, какой орган в дальнейшем будет проводить розыскные мероприятия.

Комментарии к статье 150 УПК

Предварительное расследование УПК РФ четко регулирует

Во избежание разного рода ошибок выделяют три самостоятельных этапа процедуры, каждый из которых имеет свои особенности и определенную важность для производства:

  • Первым этапом считают общее расследование, оно осуществляется пока нет обвиняемого, то есть производится по отношению к неопределенному кругу лиц. Главной цель этого этапа следствия является установление признаков преступления, а также установление подозреваемых в совершении злодеяния. В ходе общего расследования подготавливаются материалы для вручения подозрения.
  • Вторым этапом отмечают суммарное расследование, то есть вручение обвинения конкретному лицу, его допрос, определение его позиции защиты, а также избрание для него меры пресечения.
  • Третий этап − это проведение специального расследования, которое направлено на подтверждение или опровержение позиции обвиняемого. Можно сказать, что на данном этапе проводится сбор доказательств, которые подтвердят обвинительный приговор. Завершается процедура выдвижением обвинительного заключения.

Полномочия органов дознания в уголовном процессе по УПК РФ статья 40

Люди часто путают формы предварительного следствия между собой, иногда даже считают их одним и тем же процессом. На самом деле между ними имеется множество различий.

Первым различием является список должностных лиц, которые осуществляют дознание и следствие. Орган дознания − это самостоятельная структура, которая в своем штате имеет конкретных специалистов. Второе отличие заключается в сроках проведения процедур.

Максимальны срок дознания не может превышать 60 дней, а вот следствие может затянуться до 12 месяцев, в некоторых случаях и до 18

Определенную важность имеет и степень процессуальной самостоятельности. Когда предварительное расследование характеризуется большей сложностью, соответственно, вести ее будет следователь, имеющий более высокий процессуальный статус, чем дознаватель

Комментарий к статье 150 УПК РФ

1. Предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела. Лишь по делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20) вместо предварительного расследования подготовка материалов к судебному разбирательству производится самим потерпевшим при содействии мирового судьи (см. ком. к ст. ст. 318 — 319).

2. Форма расследования как система организации данной стадии может быть усложненной (предварительное следствие) или упрощенной (дознание) в зависимости от общественной опасности преступления. Общественная опасность определятся квалификацией преступления по конкретной норме Особенной части УК (о предметной подследственности см. ком. к ст. 151).

3. Предварительное следствие — это основная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и обеспечения прав участников процесса. Предварительное следствие обязательно по тем уголовным делам, которые не указаны в ч. 3 ст. 150 УПК. Об исключениях см. ком. к ч. 4 ст. 150. Производство дознания вместо предварительного следствия рассматривается как существенное нарушение уголовно-процессуального закона, влекущее недопустимость полученных доказательств (ч. 3 ст. 7), прекращение дела, постановление оправдательного приговора, отмену обвинительного приговора (ст. ст. 381, 389.17). Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета РФ, ОВД, ФСБ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Смотрите ком. к ст. ст. 38 и 151.

4. О дознании см. ком. к ст. 223.

5. По делам частного обвинения дознание производится в тех случаях, когда эти дела возбуждены дознавателями ОВД (п. 1 ч. 3 ст. 151) с согласия прокурора в связи с неспособностью пострадавшего самостоятельно защищать свои права и законные интересы в силу зависимого, беспомощного состояния, невозможностью самостоятельно установить преступника или иным причинам (ч. 4 ст. 20 УПК). По этим же основаниям мировой судья вправе направить заявление по делу частного обвинения начальнику ОВД для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ч. ч. 1.1 и 1.2 ст. 319). Смотрите ком. к ч. 4 ст. 20, ч. 6 ст. 144, ст. 147, ч. 3 ст. 318.

Норма, предусмотренная п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК, конкурирует с нормами, предусмотренными п. п. 11 — 12 ч. 2 ст. 37. Из сопоставления этих норм следует вывод, что прокурор вправе дать письменное указание о производстве дознания по преступлениям небольшой или средней тяжести (не указанным в п. 1 ч. 3 ст. 150) до того момента, как по ним началось предварительное следствие. Согласно ст. 37 УПК (п. п. 11 — 12 ч. 2) передача уголовного дела от органа следствия органу дознания невозможна. В связи с этим дача указания прокурором о производстве дознания на основании п. 2 ч. 3 ст. 150 возможна в двух случаях:

— в стадии возбуждения уголовного дела при вынесении постановления о направлении материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37);

— после проведения органом дознания неотложных следственных действий до передачи уголовного дела руководителю СО (ст. 157).

6. Дознание не производится по тем преступлениям, по которым установлена обязательность предварительного следствия по персональному признаку (о понятии персональной подследственности смотрите ком. к ст. 151). В настоящий момент таких случаев два:

1) производство предварительного следствия обязательно по делам лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение (ч. 1 ст. 434 УПК), — следователями тех органов, к предметной подследственности которых относится данное деяние;

2) производство предварительного следствия обязательно по делам о преступлениях, совершенных в отношении лиц, указанных в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК в связи с их профессиональной или служебной деятельностью.

7. Прокурор может дать указание о производстве следствия вместо дознания, если за сокращенные сроки дознания невозможно полно и объективно провести расследование данного дела или если уголовное дело имеет особое общественное значение, а также при допущенных существенных либо неоднократных нарушениях норм закона <1>.

———————————
<1> См.: п. 1.4 указания Генпрокуратуры РФ от 29.01.2008 N 14/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел».

Примеры судебной практики

В многолетней истории рассмотрения дел в судебных органах, есть немало примеров, когда полноценное производство по представленным материалам срывается в силу несоблюдения норм ст.150 УПК РФ.

Так, одним из судов г.Орёл рассмотрено уголовное дело по ч.2 ст.151 УК«Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий». Сотрудником проведено дознание, вместо необходимого в той ситуации предварительного следствия.

Руководствуясь ст.150 процессуального кодекса, судья:

  • вынес решение о прекращении процесса в зале суда;
  • возвратил материалы обратно на доработку.

Одним из судов Ростовской области уголовное дело гражданина И., который незаконно произвёл и хранил для собственных нужд наркотическое вещество, закончено назначением штрафа в 4000 руб. Дознание при раскрытии приведенного в пример проступка происходило в силу п.1 ч.3 ст. 150 УПК РФ.

Прикубанский районный суд разрешил дело по ч.1 ст. 158 УК РФ. Сокращенное расследование произведено по желанию подсудимого А. Все предписанные требования соблюдались, дело заведено относительно упомянутого гражданина, руководствуясь п.1 ч.3 ст.150 УПК РФ

Обращение к нормам на практике доказывает необходимость правильного понимания указанного закона

Избрать необходимые действия при раскрытии также важно, как и правильно классифицировать преступление

Поручение

Следователю надлежит лично исполнить процессуальные действия, если:

  1. Необходимо провести большой объем мероприятий.
  2. Процессуальные действия касаются оценки доказательств в совокупности, то есть, принятия решения, определяющего направление расследования.

В остальных случаях допускается поручение проведения мероприятий иным должностным лицам. Оно оформляется письменно. В нем содержится предписание о производстве розыскных или процессуальных действий, касающихся изучаемого дела. В Кодексе предусмотрено 2 вида поручений органу дознания:

  1. По месту следствия.
  2. Вне участка расследования.

В последнем случае поручение может направляться как органу дознания, так и следователю.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.