Глава 19 уголовно-процессуального кодекса рф. поводы и основание для возбуждения уголовного дела. адвокат по уголовным делам

Алан-э-Дейл       05.05.2022 г.

Нюансы

Как установлено ст. 145 УПК РФ, проверка, регистрация и принятие решений, по полученным сообщениям, осуществляют сотрудники органов следствия/дознания.

Между тем, неподследственность преступления, о котором сообщает заявитель, не является причиной для отказа в принятии информации. Соответственно, данное обстоятельство не может выступать основанием для предложения заявителю обратиться в структуру, уполномоченную принимать решение по сообщению.

Если информация должна быть изучена не тем органом, в который обратился субъект, заявление должно быть принято в любом случае, а затем передано соответствующей структуре по подведомственности. Данное действие оформляется постановлением.

Сроки

Перенаправление заявление о преступлении и материалов, относящихся к нему, по подведомственности в следственных структурах СК РФ осуществляется в течение суток. Заявитель при этом должен быть незамедлительно извещен о произведенных действиях.

Если сообщение поступило в подразделения СК РФ или иные структуры, осуществляющие предварительное расследование, а в материалах присутствует информация, указывающая на признаки противоправного деяния, подследственного другому органу, соответствующая их часть передается прокурору. Он, в свою очередь, принимает решение согласно 12 пункту 2 части 37 статьи УПК.

Оспаривание отказа

Безусловно, неправомерный отказ от возбуждения производства для жертвы преступления является весьма болезненным. Если рассматривать необоснованное, противоправное постановление с точки зрения процессуального права, то оно и вовсе недопустимо. Несмотря на это неправомерный отказ – явление довольно распространенное.

Необоснованное постановление уполномоченного служащего создает препятствия для доступа потерпевшего к правосудию. Однако законодательство предусматривает возможность пострадавшего защитить свои интересы и оспорить такое решение.

Если постановление принято следователем, жалоба направляется в суд, руководителю следственного отдела или прокурору; если дознавателем – прокурору либо в судебную инстанцию.

Стоит отметить, что в суде можно оспорить и решения, принятые по жалобе. Основанием будет являться ст. 125 УПК.

Если заявитель был уведомлен об отказе в открытии по его сообщению дела официальным письмом, однако постановление об этом не выносилось, гражданин может оспорить в суде и само решение, и неисполнение правоохранительной структурой предписания законодательства об обязательном реагировании на сообщение о противоправном деянии способом, прямо установленным процессуальными нормами.

Сроки

Перенаправление заявление о преступлении и материалов, относящихся к нему, по подведомственности в следственных структурах СК РФ осуществляется в течение суток. Заявитель при этом должен быть незамедлительно извещен о произведенных действиях.

Если сообщение поступило в подразделения СК РФ или иные структуры, осуществляющие предварительное расследование, а в материалах присутствует информация, указывающая на признаки противоправного деяния, подследственного другому органу, соответствующая их часть передается прокурору. Он, в свою очередь, принимает решение согласно 12 пункту 2 части 37 статьи УПК.

Особенности субъектного состава

В соответствии с последними изменениями ст. 145 УПК РФ, уполномоченными служащими являются следователь и дознаватель, руководители органов следствия/дознания.

Органы прокуратуры, прокурорские работники не наделены полномочиями по принятию решений по итогам проверки сообщений о противоправных деяниях. Они не могут возбуждать дело или отказывать в этом.

Между тем множество сообщений, поступающих в прокуратуру, связано именно с совершенными или готовящимися преступлениями. Принятые заявления, подлежащие изучению с принятием по ним решения органами следствия, обращения, направленные прокурорам с вопросами, не относящимися к их компетенции, ходатайства, рассмотрение которых входит в компетенцию следственных структур, после регистрации и предварительного изучения должны быть переданы соответствующим подразделениям. Заявители при этом уведомляются о перенаправлении их сообщений и обращений.

Вопросы совместного ведения

В некоторых случаях прокурору поступают сообщения с вопросами, решение которых относится и к его компетенции, и к компетенции следственных структур. В таких ситуациях рассмотрение и вынесение по ним решения по существу осуществляется в соответствующих прокуратурах.

После проверки копии таких обращений или ходатайств могут при необходимости направляться следователям/дознавателям, в том числе при выявлении нарушений положений законодательства. К ним прилагаются акты прокурорского реагирования. О произведенных действиях в обязательном порядке уведомляются заявители.

Ст 144 145 упк рф что означает

Принятие решения о начале уголовного производства допускается только на основании объективного, полного и всестороннего анализа и оценки поступивших сведений. Приняв сообщение о преступлении или покушении на него, должностное лицо обязано проверить информацию, содержащуюся в нем.

Порядок рассмотрения поступивших сведений, а также особенности принятия решения по результатам проверки устанавливает не одна статья (144, 145 УПК РФ), что означает, что законодатель особое внимание уделяет четкости и точности проведения предварительных мероприятий, по результатам которых подозреваемый или виновный будет привлечен к ответственности

Ответственные лица

К ответственным лицам относят руководителей органов прокуратуры, предварительного следствия либо дознания.

При этом не имеет значения, приняли ли они сообщение лично, непосредственно прибыв на место предполагаемого преступления, либо изучив доклады о поступившей информации, в том числе в отношении которой были приняты неотложные меры реагирования. К последним следует относить:

  • Пресечение и предотвращение преступлений.
  • Установление и преследование подозреваемых по “горячим следам” для их задержания.
  • Выполнение определенных следственных мероприятий по закреплению следов деяния.
  • Введение в действие особых планов по выявлению и задержанию подозреваемых и проч.

Особенности содержания сообщения

Для заявлений, включающих сведения о фактах, являющихся криминальными только по мнению заявителя, а с точки зрения уголовных норм таковыми не считающихся, процессуальное реагирование не предусмотрено.

Например, отец, не лишенный родительских прав, забрал своего ребенка против воли матери. Она, в свою очередь, просит привлечь его к ответственности за похищение. Заявление, поданное в правоохранительные органы, не влечет уголовно-процессуальных правоотношений, регистрации как сообщение о преступлении не подлежит, в процессуальном реагировании посредством вынесения постановления, предусмотренного ст. 148 УПК, не нуждается.

Заявителю необходимо коротко разъяснить правовую сущность обстановки преступления. Некоторые юристы критически оценивают положение, закрепленное в первой части анализируемой нормы. Согласно ему, отказать в открытии производства в связи с отсутствием состава деяния допустимо исключительно при наличии фигуранта дела. По мнению экспертов, установление личности субъекта, розыск гражданина, заведомо не причастного к преступлению, только для того, чтобы вынести постановление об отказе с упоминанием его фамилии, следует считать нелепостью.

Статья ук рф 144 145

1.

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Статья 144 145 ук рф

1.

Комментируемая статья устанавливает ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет. Это преступление посягает на провозглашенное Конституцией (ст.

37) право на труд. Действующее российское законодательство предусматривает твердые гарантии обеспечения права беременных и имеющих маленьких детей женщин на получение работы и права на соблюдение специальных установленных для них законом условий труда.

Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

Ст 144 145 ук рф

(часть 1 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ) (см.

текст в предыдущей редакции ) 1.1.

Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса.

Также в договоре был указан срок возврата денежных средств — 30 дней.

Статья 144 упк рф что означает

Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса.

Уголовно-процессуальный кодекс, N 174-ФЗ, ст 144 УПК РФ

1.

2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

Статья 144 УК РФ предусматривает ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов.

Взаимодействие журналистов и СМИ с правоохранительными органами является одним из немаловажных аспектов проблемы воспрепятствования, который, безусловно, заслуживает внимания В своей деятельности журналисты нередко взаимодействуют с правоохранительными органами.

Общие правила

В 145 норме Кодекса предусмотрены следующие решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении:

  • Возбудить производство в порядке, закрепленном ст. 146.
  • Отказать в открытии дела.
  • Передать сообщение по подследственности на основании положений 151 статьи Кодекса, а по производствам частного обвинения – в судебную инстанцию, согласно 2 части ст. 20 УПК.

О решении, которое было принято, уведомляется заявитель. Ему должно быть разъяснено его право и порядок оспаривания постановления.

Если было принято решение, предусмотренное п. 3 ст. 145 УПК РФ, уполномоченное лицо правоохранительной структуры обязано принять меры по сохранению следов противоправного деяния.

Исключение

Сложности с практическим применением ст. 145 УПК РФ связаны с сообщениями по делам частного обвинения. Эти заявления, согласно 6 части 144 нормы Кодекса, рассматриваются в мировом суде или судьей военного гарнизонного суда в порядке подсудности.

Между тем необходимо учитывать, что такие заявления могут поступать в органы расследования. Во избежание нарушения положений ст. 145 УПК РФ, лицо, принявшее сообщение, должно внимательно оценить ситуацию и предварительно изучить материалы для исключения наличия признаков деяния, по которому предварительное следствие обязательно.

Если же в заявлении присутствуют сведения о преступлении, не отнесенном к категории дел частного обвинения, к нему должен применяться общий порядок принятия и рассмотрения сообщений. Если эти данные не подтвердятся, информация с материалами передается в мировой суд для вынесения решения по существу.

Другой комментарий к статье 146 УПК РФ

1. К уголовным делам публичного обвинения относятся дела, предусмотренные ч. 5 ст. 20 УПК (см. коммент. к этой статье).

2. Компетенция в решении вопроса о возбуждении уголовного дела публичного обвинения прокурора, следователя и дознавателя различна.

Прокурор вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, за исключением тех, которые преследуются в порядке частного и частно-публичного обвинения. В случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК, прокурор вправе возбудить уголовное дело частно-публичного и частного обвинения (см. коммент. к ст. 20).

3. Следователь, орган дознания и дознаватель возбуждают уголовное дело с согласия прокурора.

4. Решение о возбуждении уголовного дела принимается при наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела, если при этом нет сведений о наличии какого-либо из обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (см. коммент. к ст. 24).

5. Нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции влечет признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.

6. Постановление о возбуждении уголовного дела должно содержать сведения, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи. Структурно оно состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. О формах постановления о возбуждении уголовного дела и постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству см. приложения 12 — 14 к ст. 476 УПК.

7. Уголовное дело возбуждается как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретного лица (см. коммент. к ст. 46).

8. Уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица в случаях, когда фактические данные преступления указывают на совершение деяния этим лицом (неуплата алиментов, сведения о взятке, о злоупотреблении служебным положением и т.д.). В Определении Судебной коллегии ВС РФ от 28.02.2006 N 46-дп05-77 по делу К. было указано, что судебные решения по делу о злоупотреблении должностными полномочиями оставлены без изменения, поскольку для возбуждения уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 285 и ч. 2 ст. 286 УК, установление конкретного должностного лица, занимающего государственную должность и допустившего злоупотребление и превышение, является обязательным, а возбуждение уголовного дела по факту злоупотребления неопределенным кругом лиц является незаконным.

9. Постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное следователем или дознавателем, незамедлительно направляется прокурору вместе с материалами, указанными в ч. 4 комментируемой статьи. О форме постановления об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела см. приложение 22 к ст. 476 УПК.

10. В случае, если решение о возбуждении было принято преждевременно, по недостаточно проверенному материалу и имеется возможность провести дополнительные проверочные действия в пределах срока, установленного законом, прокурор возвращает материалы для дополнительной проверки с тем, чтобы собрать достаточные данные для возбуждения уголовного дела или обоснованного отказа в этом. Срок такой проверки — не более 5 суток.

11. О порядке возбуждения уголовного дела в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, судьи КС РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции и некоторых других лиц см. коммент. к ст. 448.

Заключение судебной коллегии областного суда о наличии в действиях депутата областной Думы признаков состава преступления изменено с исключением из него указания на состав преступления и включением в него указания о признаках преступления, поскольку судебная коллегия ошибочно дала заключение о наличии признаков состава преступления, так как признаки состава преступления являются более широким понятием, чем признаки преступления (Определение ВС РФ от 30.06.2005 N 72-о05-21).

Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

  1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
    1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.
    1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.
  2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.
  3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
  4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
  5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.
  6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Статья 145 УПК РФ. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

Сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении должны принять и проверить дознаватель, другие должностные лица органа дознания, руководитель следственного органа, следователь. Неподследственность конкретного преступления одному из указанных субъектов не влечет отказ в принятии заявления и не может служить основанием предложения заявителю обратиться в орган, полномочный принимать решение по существу сообщения. Если заявление подлежит рассмотрению другим органом, а не тем, к кому обратился заявитель, то заявление принимается правоохранительным органом и после этого направляется по подведомственности (т.е. по подследственности или в суд) для разрешения по существу, о чем выносится постановление. ——————————— <1> URL: http://genproc.gov.ru (дата обращения: 09.06.2015).

5. Передача сообщения о преступлении с другими материалами, относящимися к нему, по подведомственности в следственных органах Следственного комитета РФ производится в течение одних суток с сообщением заявителю о принятом решении и разъяснением права на его обжалование (п. 33 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации). Если сообщение о преступлении поступило в органы Следственного комитета РФ (или другие органы предварительного расследования) и в материалах его проверки обнаруживаются сведения, указывающие на признаки преступлений, подследственных иным органам, в такой части материалы проверки направляются прокурору для принятия решения в соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ <1>. ——————————— <1> См.: Приказ Председателя Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 2 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации» // http://www.sledcom.ru (дата обращения: 09.06.2015).

6. Исключением из правила об обязанности правоохранительных органов принять и разрешить любое сообщение о преступлении является поступление заявления по делу частного обвинения, которое рассматривается согласно ч. 6 ст. 144 УПК РФ мировым судьей (судьей гарнизонного военного суда в соответствии с правилами о подсудности). Однако следует учитывать, что заявления по делам частного обвинения могут поступать не в суд, а в органы расследования. К таким заявлениям следует относиться крайне внимательно. Тщательно необходимо оценить материалы и ситуацию, чтобы исключить наличие в деянии признаков преступлений, по которым обязательно производство предварительного расследования. Если в заявлении усматриваются признаки преступления, уголовные дела о которых не отнесены к делам частного обвинения, к ним применяется общий порядок принятия и проверки заявления. И только после неподтверждения по результатам проверки наличия признаков иных преступлений заявление может быть направлено мировому судье для принятия решения по существу.

7. Возбуждение уголовного дела сопровождается составлением служебных документов — донесений в случаях, предусмотренных подзаконными актами (см., например, Приказ Председателя Следственного комитета РФ от 4 мая 2011 г. N 76 «О порядке представления в системе Следственного комитета Российской Федерации специальных донесений и иной информации о преступлениях и чрезвычайных происшествиях» <1>), а также других контрольных документов. ——————————— <1> См.: http://www.sledcom.ru (дата обращения: 09.06.2015).

1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.

2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.

Направление по подследственности

Ее границами определяется компетенция полиции, СК, ФСБ в расследовании преступлений. Согласно закону, любой орган обязан принять заявление, не имеет значения повод его подачи. Сотрудники соответствующих органов не желают заниматься лишней работой и сразу же советуют, куда надо передать бумаги.

Если же заявление было прислано по почте или с материалами иных органов с нарушением правил подследственности, выносится специальное постановление о передаче поступивших материалов, согласно подследственности. Заявителя о передаче информируют письмом.

Если возникает дело с двойной подследственностью, решение о том, какой орган займется расследованием, принимает прокурор.

Комментарий к Статье 145 Уголовно-процессуального кодекса

1. После рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимают одно из трех предусмотренных ст. 145 УПК решений, а именно: 1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК.

2. Решения излагаются в постановлении. О принятом решении полномочный орган или должностное лицо обязаны в письменной форме сообщить заявителю. Такое сообщение предпочтительно направлять в виде письма. В нем разъясняются право и порядок обжалования постановления следователя или дознавателя (см. ст. ст. 124, 125, 148 УПК). При отказе в возбуждении уголовного дела к письму прилагается копия соответствующего постановления.

3. Согласно статье 145 УПК РФ направление сообщения по подследственности возлагает на полномочных должностных лиц и орган дознания принятие мер по сохранению следов преступления, что возможно посредством совершения организационных и процессуальных действий в соответствии со ст. 144 УПК РФ.

4. Органы прокуратуры не вправе принимать решения по сообщениям о преступлениях по существу, т.е. отказывать в возбуждении уголовного дела или возбуждать уголовное дело. Однако значительное число обращений в прокуратуру связано с совершенными преступлениями. При этом поступившие в прокуратуру обращения, подлежащие рассмотрению с принятием решения по существу в органах Следственного комитета РФ, а также обращения, адресованные прокурорам, но содержащие вопросы, относящиеся к компетенции следственных органов; ходатайства в порядке ст. ст. 119 и 120 УПК РФ, разрешение которых отнесено к компетенции органов предварительного расследования, после их регистрации и предварительного рассмотрения направляются в соответствующие органы с одновременным извещением заявителей о принятом решении. Если в адресованных прокурору обращениях содержатся вопросы, разрешение которых отнесено как к его компетенции, так и к компетенции органов предварительного расследования, такие обращения подлежат разрешению в соответствующих прокуратурах. По результатам проведенной проверки копии данных обращений и ходатайств при необходимости направляются в органы предварительного следствия или дознания, в том числе в случае выявления нарушения законодательства — одновременно с актами прокурорского реагирования, о чем сообщается заявителю. По инициативе исполнителя копии таких обращений могут быть направлены в органы предварительного расследования сразу после предварительного рассмотрения с обязательным уведомлением заявителя (Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденная Приказом Генерального прокурора РФ от 17 декабря 2007 г. N 200 (п. 3.3) <1>). Поступившие в органы прокуратуры сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях подлежат отдельному учету и регистрируются в порядке, установленном Приказом Генерального прокурора РФ от 27 декабря 2007 г. N 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях» и Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Зарегистрированные сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях незамедлительно направляются с учетом подследственности в органы, уполномоченные производить их прием, регистрацию и разрешение, о чем прокурор выносит постановление. При этом органы прокуратуры должны проявлять оперативность в направлении в следственные органы и органы дознания информации о преступлении с тем, чтобы указанные субъекты имели возможность закрепить следы преступления. В связи с этим передавать материалы предписано с использованием средств оперативной связи либо нарочным. О направлении информации делается отметка в Книге учета сообщений о преступлениях.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.