Уголовный кодекс ( ст 141 ук рф 2021 )

Алан-э-Дейл       13.09.2022 г.

Второй комментарий к Ст. 141 УК РФ

1. Объектом преступления является право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, гарантированное ч. 2 ст. 32 Конституции РФ.

2. Объективная сторона данного преступления выражается в разновидности следующих действий (бездействий): а) воспрепятствовании свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме; б) нарушении тайны голосования; в) воспрепятствовании работе избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума (содержание избирательных прав и порядок организации выборов и проведение референдума определяются в ряде федеральных законов РФ); г) воспрепятствовании деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.

Преступление считается оконченным с момента совершения указанных в диспозиции ч.1 ст. 141 УК действий (бездействия) независимо от наступления тех последствий, на достижение которых они были направлены.

3. Субъектом преступления, предусмотренного ч.1 ст. 141 УК, является частное лицо, достигшее возраста 16 лет.

4. Субъективная сторона данного преступления (в том числе и при отягчающих обстоятельствах, предусмотренных ч. 2 ст. 141 УК) характеризуется прямым умыслом.

5. Часть вторая данной статьи предусматривает ответственность за это преступление, совершенное при указанных в ней отягчающих обстоятельствах. При этом подкуп как способ воспрепятствования может заключаться в передаче или обещании передать деньги или иные ценности, или обещании предоставить иные имущественные блага; обман — во введении граждан РФ в заблуждение относительно места и времени голосования, порядка заполнения избирательного бюллетеня, данных о кандидатах и т.п.; под насилием понимается любое физическое воздействие, препятствующее работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума, а под угрозой понимается психическое воздействие, способное помешать осуществлению избирательного права или участию в работе указанных комиссий. Это угроза насилием над личностью потерпевшего или его близких.

Понятие использования своего служебного положения следует толковать исходя из примечаний к ст. 201 и 285 УК.

Понятие совершения группой лиц по предварительному сговору или организованной группой дается в ч. 2 и ч. 3 ст. 35 УК.

6. Часть 3 рассматриваемой статьи УК РФ предусматривает ответственность за вмешательство с использованием при этом субъектом должностного или служебного положения.

Статья 141. Заявление о преступлении

Опубликовано 03-02-2011

1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.

2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

5. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 настоящего Кодекса.

6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Комментарий к статье 141

1. Заявление о преступлении — документ, в котором излагаются события и обстоятельства, оцениваемые заявителем как совершенное или подготавливаемое преступление.

2. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде. Под устными заявлениями понимаются обращения граждан и организаций в правоохранительные органы или к судье без передачи ими в письменной форме информации о совершенном или подготавливаемом преступлении. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, которое подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

3. При приеме устного заявления сотруднику правоохранительного органа необходимо надлежащим образом выяснить личность заявителя по паспорту или иному документу, удостоверяющему личность. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется рапортом об обнаружении преступления.

4. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. В случае, когда заявитель не достиг шестнадцатилетнего возраста, ему в доступной для него форме следует разъяснить те уголовно-процессуальные последствия, которые вытекают из подаваемого им заявления о совершенном преступлении. Такие заявители об уголовной ответственности за заведомо ложный донос не предупреждаются. Однако о разъяснении несовершеннолетнему или малолетнему последствий в связи с подачей им заявления целесообразно в протоколе устного заявления сделать отметку, удостоверяемую его подписью.

5. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. При этом заявитель также должен быть предупрежден об ответственности по ст. 306 УК, если он лично прибыл в правоохранительный орган с целью вручить написанное им заявление. Если заявление получено по почте, то предупреждение об ответственности производится либо при получении от заявителя объяснений, либо при допросе его в качестве потерпевшего или свидетеля.

6. В случаях, когда письменное заявление написано невнятно и содержащуюся в нем информацию трудно оценить, целесообразно рекомендовать заявителю оформить его заявление по правилам приема устного заявления и при согласии составить протокол устного заявления о совершенном преступлении с соблюдением требований, предусмотренных коммент. статьей.

7. Сообщения о совершенном или подготавливаемом преступлении, исходящие от учреждений, организаций и предприятий, а также и от должностных лиц, должны быть сделаны в письменной форме и содержать реквизиты официального документа.

8. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Вместе с тем орган дознания не должен игнорировать анонимную информацию, указывающую на криминальный характер события. Анонимные письма, содержащие данные о преступлении, не уничтожаются, а передаются в оперативные службы для использования в пресечении и раскрытии преступления.

Комментарий к ст. 141.1 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Объективная сторона (ч. 1) характеризуется альтернативно предусмотренными действиями:

а) оказанием финансовой (материальной) поддержки в крупном размере (определенном в примечании к данной статье) в нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка оказания такой поддержки. Исчерпывающий перечень способов совершения преступления, придающих незаконно оказываемой поддержке уголовно наказуемый характер, указан в статье;

б) внесением пожертвования в крупном размере (определенном в примечании к данной статье) в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц.

2. Объективная сторона (ч. 2) характеризуется альтернативно предусмотренными действиями:

а) использованием в крупном размере (определенном в примечании к данной статье) финансовой (материальной) поддержки в нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка;

б) расходованием в крупном размере пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет референдума.

Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

2. Те же деяния:

  • а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;
  • б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
  • в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Ч. 1 ст. 141 УК РФ

Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Ч. 2 ст. 141.1 УК РФ

Использование в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки для проведения избирательной кампании кандидата, избирательного объединения кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, использование в крупных размерах помимо средств соответствующего фонда референдума финансовой (материальной) поддержки для выдвижения инициативы проведения референдума, получения определенного результата на референдуме уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также расходование в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, — наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье признаются размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, предусмотренного настоящей статьей, но при этом составляют не менее одного миллиона рублей.

Статья 141 УК РФ Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий
Статья 142 УК РФ Фальсификация избирательных документов, документов референдума

Оглавление

Ч.1 статьи 141 УК РФ

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, общероссийском голосовании, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Ч.2 статьи 141 УК РФ

2. Те же деяния:
а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;

б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Ч.3 статьи 141 УК РФ

3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума, участников общероссийского голосования и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Другой комментарий к Ст. 141 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Смерть работника является самостоятельным основанием прекращения трудового договора (п. 6 ст. 83 ТК РФ), поэтому у работодателя возникает та же обязанность произвести окончательный расчет, что и при увольнении работника. Начисленная при этом сумма выдается либо членам семьи умершего, либо его иждивенцу.

2. Под членами семьи ст. 2 СК РФ понимает супругов, родителей и детей (либо усыновителей и усыновленных). Членами семьи могут быть признаны также братья и сестры, дедушка и бабушка, внуки, пасынок и падчерица, отчим и мачеха (гл. 15 СК). На основании договора о передаче детей на воспитание в семью может быть образована приемная семья (гл. 21 СК), в состав которой входят приемные родители и приемные дети, а также родные дети приемных родителей.

Следует иметь в виду, что ст. 141 ТК РФ вступает в противоречие со ст. 1183 ГК, которая посвящена наследованию невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, и среди таких сумм прямо называет заработную плату. Противоречие состоит в том, что ГК РФ говорит о членах семьи, проживавших совместно с умершим, в то время как ТК РФ условие совместного проживания не предусмотрено. По правилам ч. 3 ст. 5 ТК РФ нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать ТК РФ (см. комментарий к ст. 5 ТК РФ), следовательно, в данном случае соответствующее положение ст. 1183 ГК РФ не применяется.

3. Наряду с членами семьи право на получение заработной платы умершего имеет лицо, находившееся на иждивении умершего на день его смерти. Закон не связывает возможность получения заработка умершего с родством с ним или с какими-то иными обстоятельствами.

Состоявшим на иждивении признается лицо, находившееся на полном содержании умершего или получавшее от него такую помощь, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию. Подтверждением иждивения, как правило, является факт совместного проживания и совместного ведения хозяйства, а при раздельном проживании — сведения о предоставлении средств к существованию.

4. В соответствии с ч. 2 ст. 1183 ГК РФ требование о выплате заработной платы, не полученной работником ко дню его смерти, должно быть заявлено в течение четырех месяцев со дня открытия наследства. Днем открытия наследства считается день смерти гражданина, день вступления в законную силу решения суда об объявлении умершим либо день смерти, установленный в решении суда.

5. Трудовой кодекс не содержит указания на то, каким образом не полученную ко дню смерти сумму следует разделить между несколькими лицами, обратившимися с требованием о ее выплате и имеющим право на это. В данном случае вопрос должен решаться по согласованию между заявителями либо в судебном порядке.

6. При отсутствии лиц, указанных в ст. 141 ТК, либо при пропуске ими срока обращения за выплатой суммы неполученной заработной платы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях (ч. 3 ст. 1183 ГК РФ).

Ч. 3 ст. 141 УК РФ

Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» — наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Статья 140 УК РФ. Отказ в предоставлении гражданину информации
Статья 141.1 УК РФ. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума

Избирательные комиссии

Иерархия избирательных комиссии:

  • Центральная избирательная комиссия РФ (Москва);
  • Избирательная комиссия региона (края, области, республики);
  • Избирательная комиссия города (не обязательна);
  • Территориальная избирательная комиссия (в городах, поделенных на районы, районы, муниципальные образования);
  • УИК 22-01, 22-02, 22-03 — … — 22-50, 22-51 — … и.д.

Внутренняя структура избирательной комиссии

Любая избирательная комиссия – это коллегиальный орган. Статус всех членов УИК с правом решающего голоса равен. Как правило внутренняя структура имеет следующий вид:

  • член УИК (Председатель);
  • член УИК (Секретарь);
  • член УИК (Зам.председателя);
  • рядовые члены УИК.

Председатель, секретарь и заместитель имеют организационные функции: собирает комиссию. Эти члены комиссии могут действовать на постоянной основе.

По партийной принадлежности члены комиссии могут распределятся следующим образом:

  • Председатель — «Патриоты России»
  • Секретарь — «Единая Россия»
  • Заместитель — от собрания жильцов по месту жительства.
  • Рядовые члены УИК: три человека от собрания по месту жительства, по одному от КПРФ, ЛДПР и Справедливой России.

Есть некоторые особенности:

  1. Чем ближе к центру Москвы (любой крупный город), тем более независимы комиссии.
  2. Центральная избирательная комиссия — самая административно независимая и компетентная из всех комиссий.

Несовершенство порядка формирования (назначения)членов избирательных комиссии могут приводить к искажению результатов выборов и к искусственному формированию определенного результата. Потом не стоит удивляться, что в некоторых регионах явка 90% на любых выборах, в крупных города, где общественный контроль сильнее, явка 30%.

Часть 3 ст. 141 УК РФ

Объективными признаками состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 141 УК РФ, являются:

  • вмешательство в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах (форма такого вмешательства — требование или указание по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума, участников общероссийского голосования и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума);
  • неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы».

Перечисленные действия должны быть направлены на искажение результатов выборов, их фальсификацию.

Функционирование ГАС «Выборы» регламентируется Федеральным законом от 10.01.2003 N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы». Достижение цели — повлиять на решения избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума — не является обязательным и находится за рамками состава преступления.

Состав преступления, предусмотренный ч. 3 ст. 141 УК РФ формальный. Деяние окончено с момента совершения любого из действий, указанных в законе.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

В ч. 3 ст. 141 УК РФ в качестве обязательного субъективного признака указана цель деяния — повлиять на решение избирательной комиссии или комиссии референдума.

Субъект преступления в квалифицированном составе — специальный — лицо, использующее для совершения преступления свое должностное или служебное положение.

Понятие должностного лица раскрыто в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ.

Ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав предусмотрена также и нормами гл. 5 КоАП РФ. Разграничение между преступлением и иными правонарушениями следует осуществлять с учетом возможных в каждой конкретной ситуации последствий.

Ч. 1 ст. 141 УК РФ

Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Комментарий к ст. 141 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Объективная сторона (ч. 1) характеризуется альтернативно предусмотренными действиями.

Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме может выражаться в незаконном воспрепятствовании осуществлению как активного (например, отказ включить гражданина в избирательные списки, списки референдума, отказ выдать открепительное удостоверение и т.д.), так и пассивного избирательного права или права на участие в референдуме (например, отказ в принятии документов для выдвижения кандидата, отмена регистрации кандидата и т.д.).

Под нарушением тайны голосования следует понимать контроль или возможность контроля за волеизъявлением гражданина (например, отсутствие кабинок для голосования, нумерация бюллетеней и т.п.).

Воспрепятствование деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, может иметь место в отношении члена соответствующей комиссии как с решающим, так и с совещательным голосом.

2. В ч. 3 предусмотрена ответственность за вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией или комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах. Исчерпывающий перечень действий, признаваемых таковым вмешательством, указан в статье; и за неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.