Законодательство антимонопольное

Алан-э-Дейл       06.05.2022 г.

Последние поправки

Действующая редакция закона содержит обновленный перечень полномочий ФАС. Действие НПА конкретизирует сферы, на которые распространяется действие. К примеру, предоставляется право обжалования деяний организаций, осуществляющую эксплуатацию сетей — статья 18.1. Закона. Читать так же: Закон о стажировке в 2020 году

Изменения коснулись сферы действия ФАС. Антимонопольный орган уполномочен на рассмотрение жалоб на акты и деяния органов власти, участвующих в предоставлении государственных/муниципальных услуг в отношении ЮЛ и ИП — субъектов градостроительных правоотношений, процедур, включенных в исключительный перечень действий в сферах строительства.

Также предусмотрено право на продление времени на изыскание дополнительных сведений, которые требуются для рассмотрения жалобы комиссии ФАС.

Ранее жалобы рассматривались в течение недели с момента их поступления. Корректировки в Законе позволяют однократно перенести срок, в случае необходимости поиска дополнительной информации.

Как обстоит дело за рубежом

На текущий момент в любой промышленно развитой стране имеется специальная служба, регулирующая вопросы, связанные с конкуренцией и осуществляющая контроль за монополиями. При этом создание и отработка антимонопольного законодательства в данном вопросе является первостепенно важным и необходимым.

Анализ практики применения антимонопольного законодательства:

Сейчас в основные задачи антимонопольной программы входит создание максимально выгодных условий для потребителя, развития товарно-денежных отношений и пресечение деятельности недобросовестной конкуренции.

Если брать в пример зарубежные страны, то там работа с монополиями привела к двум вариантам развития. Первый – это полное запрещение монопольной деятельности, а второй, разрешение, но осуществление постоянного контроля. Собственно именно последний вариант и можно наблюдать на текущий момент в России. Хорошо это или плохо, сказать сложно.

При этом следует заметить, что в тех странах, где монополия является разрешенной, существует целый ряд требований, которые устанавливает законодательство. Так, например, обязательная регистрация определенных видов соглашений о создании монополии или жесткое ограничение конкуренции.

Как можно понять, в Российском антимонопольном законодательстве множество нюансов, которые стараются разрешить разные нормативные акты, включенные в основной и дополнительный перечень. При этом стоит помнить о том, что данная структура на текущий момент переживает свой пик развития, из-за чего можно наблюдать большое количество промахов и разного рода недостатков. Постепенно все это будет приведено к единому значению и будет работать слажено на благо экономики страны.

Не забудьте добавить «FBM.ru» в источники новостей

Сигнал для иностранцев

Как сказал «Известиям» президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов, для рынка важно разнообразие: все современные качественные сервисы — это результат присутствия разных форматов в e-commerce и их жесткая конкуренция друг с другом. Эксперт считает, что важно сохранить это многообразие и здоровую конкуренцию

— Ужесточение санкций со стороны регулятора считаем избыточной мерой, — сказала «Известиям» представитель Tele2 Дарья Колесникова. — Действующие санкции ведомства достаточно эффективны и позволяют ФАС в полной мере реализовывать свои полномочия.

Компании российских юрисдикций, как правило, стараются выполнять требования антимонопольного законодательства — если нарушения выявлены, то предписания службы практически всегда исполняют, утверждает сотрудник одной из российских digital-компаний. Эти положения скорее направлены на компании зарубежной юрисдикции вроде Google и Facebook, как дополнительный инструмент к принуждению соблюдать требования антимонопольного законодательства РФ, считает собеседник «Известий».

Еще по одному

Фото: REUTERS/Dado Ruvic

Важность и актуальность «пятого антимонопольного пакета» бесспорна, и он способен защитить российские рынки от «цифровых» правонарушений, сказал «Известиям» юрист Forward Legal Ростислав Кац. Не факт, что уровень добровольного исполнения предписаний значительно повысится: размер «повторного» штрафа лишь в два раза выше первоначального, заметил эксперт

— Цифровые монополии всё чаще замечаются в различных злоупотреблениях, о чем свидетельствует растущее количество дел против таких компаний, как Google, Apple, Facebook и других во всем мире, — подчеркнул он. — Повлиять на подобные нарушения и защититься от них в рамках действующего закона часто невозможно.

Удвоение или утроение штрафов вряд ли окажется критичным для компаний, тем более ФАС устанавливает вполне разумные границы санкций, согласен с коллегой управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. Для значительной части крупных игроков регулярная оплата штрафов за неисполнение или несвоевременное исполнение предписаний службы превратилась в своего рода квазиналог, и поправки просто индексируют его ставки, счел эксперт. Он отметил, что такая ситуация актуальна как для зарубежных гигантов, так и для отечественных компаний, например для российских операторов мобильной связи.

«Известия» направили запросы в Google, «Яндекс», Сбербанк, МТС, «Почту России», X5 group, «Магнит». Там на момент публикации не ответили.

Повышают ставки

ФАС завершает последний этап реформы антимонопольного регулирования: служба готовит к правительственной комиссии свой пятый пакет поправок в законодательство. Речь идет в том числе о внесении дополнений в статью 19.5 КоАП РФ, определяющую санкции за невыполнение предписаний госорганов в срок. «Известия» ознакомились с поправками. Согласно кодексу, компании, которые не исполняют в указанный срок решения и предписания ФАС, сейчас наказывают штрафом до 500 тыс. рублей (для юридических лиц). Такая санкция может коснуться игнорирования требований прекратить злоупотребление доминирующим положением, остановить соглашения, которые ограничивают конкуренцию (картели) и других. Служба предложила удваивать штрафы, если гиганты не выполнят те же предписания в новые сроки.

Чтобы нагрузка на бизнес не была чрезмерной, ФАС установила предел: санкция не может превышать 1/50 часть от совокупного размера выручки нарушителя от продажи всех товаров или услуг за прошлый год (относительно того, в котором случился инцидент).

ФАС предлагает усилить административную ответственность в тех случаях, когда предписание антимонопольного органа не исполняется дважды и более раз, то есть злостно, подчеркнули в пресс-службе ведомства.

Еще по одному

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

В некоторых случаях противоправное поведение не прекращается, несмотря на применение наказаний, сказано в пояснительной записке к документу. Такие сценарии характерны для монополизированных рынков, где доход бизнеса может нивелировать негативные последствия от штрафов. С учетом цифровизации экономических процессов это проявление наиболее негативно может сказываться на рынках, которые связаны с информационными технологиями, сказано в бумагах.

Справка «Известий»

Пятый антимонопольный пакет называют цифровым: профильное регулирование совершенствуют в условиях развития цифровой экономики. ФАС вводит новый критерий для оценки доминирующего положения компании на рынке, появляется понятие «сетевой эффект» — это получение экономической выгоды от количества пользователей, в том числе с помощью сбора и обработки данных. Также служба корректирует административные наказания с учетом новой специфики.

В документах ФАС привела пример: в сентябре 2015 года служба признала Google виновной в злоупотреблении доминирующим положением на рынке предустановленных магазинов приложений в ОС Android. Ведомство выдало предписание об устранении нарушений. Уже в ноябре того же года ФАС привлекла к административной ответственности Google Inc. и Google Ireland Limited за неисполнение предписания. Каждую компанию оштрафовали на 500 тыс. рублей, служба продлила срок исполнения требований. Но компания их проигнорировала, поэтому ФАС вновь обратилась в суд с требованием о понуждении к исполнению предписания, и только на этот раз проблема была решена.

В ФАС подсчитали, что в 2018 году антимонопольные органы 12 раз обращались в суд с требованием к бизнесу выполнить предписания, в 2019 году ситуация сложилась аналогичным образом.

Еще по одному

Фото: REUTERS/Dado Ruvic

19 октября предложения ФАС оценят на рабочей группе по регуляторной гильотине по развитию конкуренции, рассказал «Известиям» один из ее участников. Затем документ рассмотрят на подкомиссии и самой правительственной комиссии. Если документы получат одобрение кабмина, то их внесут в Госдуму.

Средства индивидуализации

Часть вторая ст. 14 Закона №135 включает положения, которыми запрещена недобросовестная конкуренция в интеллектуальной собственности. В них нет примерного состава правонарушений. По правовой конструкции эти положения близки нормам ст. 10 ГК. В силу этой статьи, запрещено злоупотребление правом, использование юридических возможностей для ограничения конкуренции. Последнее не покрывается определением, закрепленным ст. 4 Закона №135. Однако, несмотря на это, действия субъектов, нарушающие положения ст. 14, ч. 2, рассматриваются как злоупотребление правом в других формах.

Аффилированное лицо: определение по закону

Понятие аффилированного лица, установлено статьей 4 ФЗ № 948 – 1.

В юридических организациях, аффилированными считаются:

  1. Участник Совета директоров, а также иного коллегиального органа управления организацией;
  2. Лицо, принадлежащее к той группе лиц, к которой принадлежит само юридическое лицо;
  3. Лицо, обладающее правом распоряжения более 20% общего количества голосов;
  4. Когда организация входит в состав финансово – промышленной группы, аффилированными признаются члены совета директоров.

Физические лица, получают статус аффилированных когда:

  1. Лицо принадлежит к той же группе, что и физическое лицо;
  2. Лицо обладает правом распоряжения более 20% общего количества голосов.

Что такое группа лиц в антимонопольном законодательстве

Само понятие группы лиц, антимонопольный закон не раскрывает. Однако в ст. 9 закона, указаны признаки, при наличии которых, совокупность лиц, определяется как группа.

Перечень признаков, которые свидетельствуют о группе лиц, были указаны в статье ранее. Указанные в положении признаки, свидетельствуют о том, что эти лица между собой взаимосвязаны.

С чего начать внедрение антимонопольного комплаенса?

Для начала необходимо провести антимонопольный аудит — важно оценить риски компании. Эти действия станут подготовкой к дальнейшей работе.

  1. Определить требования антимонопольного законодательства, которые распространяются на деятельность организации. Для этого нужно:

Исследовать законодательство, а также административную и судебную практику по интересующим компанию направлениям;
Определить долю на рынке

Это важно знать, поскольку значительная занимаемая доля возлагает дополнительные обязанности. Данные действия следует осуществлять регулярно, даже если при первоначальном аудите доля окажется незначительной — так удастся не упустить момент ее изменения;
Учесть выход, в том числе планируемый, на новые рынки и их специфику.

  1. Оценить риски компании, исходя из антимонопольных требований. В этом поможет анализ:
  • Внутреннего взаимодействия сотрудников компании (корпоративные мессенджеры, электронная почта, системы электронного документооборота);
  • Сайта компании и документов, предназначенных для распространения среди неопределенного круга лиц;
  • Прошлого опыта привлечения компании к ответственности антимонопольными органами, судами;
  • Переписки с контрагентами и их антимонопольных рисков.
  1. Оценить вероятность возникновения негативных последствий.
  2. Смоделировать антимонопольные нарушения: провести опрос работников и обсуждение с ними их действий в гипотетических ситуациях (можно использовать формы диалога, тестирования, тренинга).

Антимонопольный аудит дает возможность понять, необходима ли организации строго выстроенная система комплаенса или достаточно регулярной оценки рисков.

При выявлении пробелов в правовой культуре сотрудников и их неподготовленности к возникающим угрозам, при наличии рисков привлечения организации к ответственности за антимонопольные нарушения необходимо составить внутренний акт или несколько связанных между собой документов и обучить сотрудников.

Антимонопольная политика в России

Как это ни станно, но необходимость государственного регулирования и жесткого контроля естественных монополий была осознана российской государственной властью лишь к 1994 году.

Первый проект Закона ( он был назван «О естественных монополиях») был подготовлен работниками Российского центра приватизации по поручению Государственного комитета по антимонопольной политике  Российской Федерации в начале 1994 года. После этого проект еще неоднократно дорабатывался зарубежными экспертами и российскими, а также согласовывался с разными отраслевыми министерствами и компаниями (например, с Министерством путей сообщения, с Министерством связи, с Министерством транспорта, с Министерством по атомной энергетике и другими). Выступали против проекта многие отраслевые министерства, но Государственному комитету по антимонопольной политике и Министерству экономики все же удалось успешно преодолеть их сопротивление. И уже в августе этого же года правительство направило согласованный со всеми заинтересованными министерствами проект Закона в Государственную Думу.

В первоначальном проекте Закона предполагалось, что органы регулирования будут обладать высокой степенью независимости, а именно:
члены правлений регулирующих органов, которые назначаются на продолжительный срок, не могут быть уволены ни по каким причинам, кроме как по решению суда;
предусматривался запрет на совмещение должностей членами правлений, а также владение акциями регулируемых компаний (чтобы избежать преследование собственных интересов).

Однако в окончательной редакции многие прогрессивные положения, которые были позаимствованы из многолетнего опыта и практики регулирования во многих зарубежных странах, были или значительно сглажены, или вообще изъяты, что, конечно, ставит под сомнение возможность принятия правильных решений, в достаточной степени защищенных от влияния различных политических сил.

К 1995 году была сформирована лишь одна система регулирующих органов, которая действовала за рамками отраслевых министерств. Это Федеральная и региональные энергетические комиссии, созданные в 1992 году для того, чтобы регулировать тарифы на электроэнергию и теплоэнергию. Контроль над другими естественными монополиями осуществлялся соответствующими министерствами (например Министерством экономики, Министерством топливной энергетики, Министерством путей сообщения, Министерством связи).

К январю 1996 года были приняты три указа Президента Российской Федерации о создании специальных государственных служб по регулированию естественных монополий в  связи и транспорте, а также в Топливно-энергетическом комплексе. Позже, в марте-апреле были опубликованы новые постановления правительства о создании регулирующих органов, в частности, была определена численность их персонала.

Законодательная база

Антимонопольное законодательство состоит из следующих нормативно-правовых актов:

  • Конституция РФ;
  • ГК РФ;
  • Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • Иные федеральные законы, регулирующие отношения, связанные с защитой конкуренции (КоАП РФ, 44-ФЗ, 223-ФЗ и др.);
  • Постановления Правительства РФ;
  • Нормативные правовые акты федерального антимонопольного органа;
  • Международный договор РФ;
  • Решения межгосударственных органов.

Антимонопольное законодательство, обеспечивающее формирование единого рынка, находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Статьи КоАП РФ, регулирующие административную ответственность за антимонопольные правонарушения:

  • Нарушение законодательства РФ о рекламе (ст. 14.3);
  • Ограничение конкуренции органами государственной власти (ст. 14.9);
  • Злоупотребление доминирующим положением (ст. 14.31–14.31.2);
  • Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координацию экономической деятельности (ст. 14.32);
  • Недобросовестную конкуренцию (ст. 14.33);
  • Нарушение антимонопольных правил, установленных федеральным законом, при осуществлении торговой деятельности (ст. 14.40);
  • Невыполнение предписаний антимонопольного органа (ст. 19.5);
  • Непредставление информации, ходатайств и уведомлений в антимонопольный орган (ст. 19.8).

Статьей 178 УК РФ преступлением признается заключение хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающую конкуренцию соглашения (картеля). В данной статье отрегулированы уголовно-правовые отношения, которые возникают при совершении преступления, поэтому данная норма не является нормой конкурентного права.

В чем заключаются основные цели и задачи

Основной целью антимонопольных нормативных актов является то, чтобы уменьшать количество монопольных цен, сокращать дефицит товара и перераспределение рынка. Если более понятным языком, антимонопольные нормы направлены на создание здоровой конкуренции в экономической сфере и рыночных отношениях.

К основным задачам можно отнести следующие:

  • Создание свободной экономической зоны в России. Для этого устанавливаются ограничения на ввоз или вывоз товара, сокращается избыточное лицензирование, оказание помощи Российским производителям;
  • Организация максимально открытого и доступного провеса реорганизации организаций, использованием акций, применение нематериальных активов и определенного типа прав;
  • Создание доступных условий для входа на рынок. При этом необходимо выявлять недобросовестных предпринимателей, которые стараются избавляться от более мелких конкурентов, тем самым устанавливая собственные условия и удерживая цены на удобном для них уровне;
  • Формирование таких механизмов, при которых в экономическую деятельность не могли бы вмешиваться представители органов власти, используя при этом муниципальные или государственные структуры;
  • Выявление недобросовестной конкуренции;
  • Создание максимально выгодных условий для представителей малого бизнеса. При этом для них стараются создавать наиболее щадящие условия по налогообложению;
  • Формирование специального надзорного антимонопольного органа;  
  • Регулярное отслеживание положения на рынке сбыта, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Арбитражная практика – антимонопольное и гражданское законодательство:

На каких уровнях принимается антимонопольное законодательство

Фактически, на текущий момент указанные уровни делятся на три основных вида:

  1. Федеральный или государственный;
  2. Принимаемые на уровне субъектов Российской Федерации. В данном случае законодательство берет на себя обязанность по регулированию цен в определенной экономической отрасли, в том числе и естественных монополиях;
  3. Принимаемые местным самоуправлением. На данном уровне может регулироваться деятельность локальных монополий. Так, например, деятельность организаций занимающихся теплом или водоснабжением.

Основная нормативная база

В первую очередь, к основным нормативно-правовым актам следует отнести Конституцию России и Гражданский Кодекс. В качестве фундаментального закона в данном случае выступает Федеральный Закон «О защите конкуренции». В нем прописываются основные правила и требования, предъявляемые к здоровой конкуренции. Также имеются важные моменты, касающиеся подавления монопольной деятельности.

Также, дополнительно, в состав Антимонопольного законодательства входят следующие нормы:

  • ФЗ «О недрах»;
  • ФЗ «О поставке продукции для федеральных нужд»;
  • ФЗ «О связи» и многие другие.

Помимо федеральной нормативной базы, в антимонопольное законодательство входят и региональные документы. К ним относятся:

  • Акты муниципального местного самоуправления, в чью задачу входит регулирование ценообразования на локальном уровне;
  • Постановления Правительства России и иные документы, носящие антимонопольный характер;
  • Региональные определения, осуществляющие контроль за ценами, экономикой и монополией.

Основные нормативно-правовые акты РФ.

Определение Федеральной антимонопольной службы

ФАС, по сути, это единственная государственная структура, в чью задачу входит регулирование вопроса антимонополии. В ее задачи входит:

  • Самостоятельное установление основного предмета регулирования;
  • Издание нормативно-правовых актов, определяющих основные момент монопольной деятельности;
  • Осуществление контроля за исполнением установленных предписаний.

Положения ФАС дают право государственной структуре не только осуществлять контроль, но и привлекать к административной ответственности тех, кто нарушил установленные предписания. К сожалению, такая практика не всегда оказывается целесообразной, поскольку может породить большое количество ошибок и недочетов.

Суть в том, что Федеральная служба практически не ограничена в своей деятельности. Представители ФАС могут требовать любую документацию, осуществлять контроль любых объектов экономической сферы, привлекать к административной ответственности, накладывать штрафные санкции, запрещать сделки.

Также среди возможностей ФАС присутствует осуществление контроля за антимонопольной деятельностью. Государственная структура вправе задавать ее развитие, издавая новые нормативные акты. 

Государственное регулирование

В каждой стране создаются различные органы для регулирования монополий. Их целью является поддержание конкуренции на рынке, контроль над ценами товаров, предотвращение зависимости других фирм от монополий. Для регулирования монополий создается законодательство, в котором указывается правило их функционирования на рынке.

Прямое государственное регулирование. Чаще всего механизм и границы государственного регулирования определяются национальными законодательными актами. В частности, на данный момент в Российской Федерации действует  Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года, который определяет и отрасли, которые относятся к естественной монополии, и способы прямого ее государственного влияния и регулирования.
Считается, что прямое государственное регулирование посредством определения тарифов или решающего влияния на них естественных монополистов достаточно простой и понятный способ, который позволяет существенно снизить роль негативных факторов, существующих в их деятельности

В  российском законодательстве, в частности, этому способу уделяется наибольшее внимание

Антимонопольные мероприятия до перехода к рынку. Антимонополистические мероприятия должны в значительной части предшествовать переходу к рыночным отношениям.  Необходимо заблаговременное создание системы мер противодействия монополиям (то есть создание четкого антимонопольного законодательства).

Антимонопольные мероприятия. Стоит отметить, что антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не ставит цель запретить и ликвидировать все монополии. В современном обществе наконец-то стали понимать, что монополия, как фактор роста прибыли, не может быть полностью уничтожена. Поэтому главной задачей антимонопольной политики и антимонопольного законодательства является то, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, а также исключить возможность злоупотребления монопольным положением. Кстати сказать, что еще в середине позапрошлого столетия Карл Маркс пришел к выводу, что появление монополий требует обязательного государственного вмешательства для эффективного его регулирования.

Недобросовестная конкуренция путем дискредитации

Дискредитацией считается распространение ложной, неточной или искаженной информации, результатом которого является наличие убытков у субъекта, занимающегося экономической деятельностью или ущерб, который причинен репутации такого субъекта.

Дискредитация осуществляется в отношении:

  1. Товара, его свойств или качества, порядка изготовления, способов использования;
  2. Количества реализуемого товара, методов его получения;
  3. Условий его приобретения.

Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации

На территории России, конкуренция, осуществляемая путем дискредитации, признается в качестве недобросовестной и незаконной.

Такой запрет предусмотрен ст. 14.1 рассматриваемого правового акта.

ФЗ о защите конкуренции: структура и основные положения

Несмотря на свой, казалось бы, небольшой объем (10 глав с 54 статьями), закон № 135-ФЗ затрагивает практически все сферы, в которых в той или иной степени участвуют экономические субъекты.

Условно ФЗ о конкуренции можно разделить на 2 части: в первой содержатся основные понятия, правила и запреты, во второй описывается деятельность антимонопольного органа.

В законе о защите конкуренции даются определения основным терминам, таким как «товар», «финансовый рынок», «конкуренция», «монопольно высокая/низкая цена» и т. п.

Так, под товаром понимается объект гражданских прав, предназначенный для введения в оборот путем продажи или иным способом. Товаром могут быть не только вещи, но и интеллектуальная собственность, имущественные права.

Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, когда самостоятельные их действия не позволяют ни одному из них занять доминирующее положение на рынке.

Термины «разумность», «добропорядочность» и др. в законе № 135-ФЗ не определены. Отсюда может возникнуть сложность в их правоприменении. Ответы на вопросы, что это такое и как отличать их от других понятий, следует искать в судебной практике.

Обратите внимание! В законе № 135-ФЗ содержится несколько десятков императивных норм, запрещающих хозяйствующим субъектам совершать определенные действия. Например, ст

11 запрещает участникам рынка заключать между собой соглашения, которые могут привести к ограничению конкуренции. В статье подробно перечисляются действия, которые будут считаться таким соглашением

Например, ст. 11 запрещает участникам рынка заключать между собой соглашения, которые могут привести к ограничению конкуренции. В статье подробно перечисляются действия, которые будут считаться таким соглашением.

Закон № 135-ФЗ регламентирует порядок предоставления государственной преференции и выдвигает ряд требований к проведению торгов, запросу котировок и предложений.

Вторая условная часть закона № 135-ФЗ касается деятельности антимонопольной службы. Перечисляются ее функции, полномочия, сделки, подлежащие контролю. Указывается порядок рассмотрения дел о нарушении ФАС антимонопольного законодательства.

Таким образом, закон № 135-ФЗ о защите конкуренции содержит материальные и процессуальные нормы права.

Заключение

Государство стремится совершенствовать законодательство в экономической сфере правоотношений, а также старается пресекать факты образования недобросовестной конкуренции. Создание равных условий для субъектов хозяйствования является основополагающей задачей для правительства страны, что способствует увеличению экономических показателей и развитию предпринимательства. Закон № -ФЗ является одним из многих нормативных актов, целью которого является регламентация конкретных хозяйственных правоотношений, а также пресечение нарушений субъектами хозяйствования.

https://youtube.com/watch?v=POZe_RLWvVA%3F

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.