Оглавление
- Последние изменения в 2020 году
- Что из себя представляет закон
- Вопросы, отнесенные к ведению
- Основные термины
- Публичные слушания
- Виды муниципальных образований
- Обзор структуры 131-ФЗ
- Комментарии к ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ
- Основные термины закона
- Основные положения закона
- Видео: Реализация закона в ИО
- Основные положения закона об общих принципах организации местного самоуправления №131-ФЗ
Последние изменения в 2020 году
В этом году на весенней сессии парламента был принят ряд правок к федеральному закону. Изменения коснулись понятия «Городской округ», теперь под ним подразумеваются заселенные места, находящиеся в одной местности и не признанные МО.
В границы городского округа войдут земли объединившихся городов и деревень, земли общественного пользования и рекреационного назначения, а также резерв для развития округа.
В редакции от 2020 года вводится административный центр городского округа – заселенный объект, в котором расположена Администрация округа. На расположение центра влияют народные обычаи местности и близость общественной инфраструктуры.
В тенденции укрупнения муниципальных образований есть положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, вместе с территорией объединяются и органы власти, и доходы бюджета, что позволит эффективнее управлять территорией, развивать инфраструктуру. Исчезнет проблема нехватки средств у отдельных поселений.
С другой стороны, жители бывших поселений столкнутся с большими изменениями в управлении пунктом, повышением тарифов на предоставление благ, насущные вопросы будут решаться медленнее из-за отдаленности центра. Поэтому динамика изменений будет зависеть от выбранного курса развития территории.
Что из себя представляет закон
Издание подобного акта позволило создать систему управления на местах на всей территории РФ, а также выявить следующие проблемы при реализации вышеназванного акта:
- нечеткость и неорганизованность системы;
- неорганизованность полномочий органов;
- неопределённость муниципальных территорий;
- неясность порядка создания и учреждения органов самоуправления;
- несоответствие существующих ресурсов объёму поставленных и решаемых задач;
- удалённость управлений от самой территории и проживающего там населения;
- неясность при взаимодействии иных государственных (контролирующих органов) с управлениями на местах.
Все перечисленные проблемы послужили поводом для создания ФЗ -ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления». Указанный закон был принят 6 октября 2003 года, первоначальная редакция которого была напечатана сразу в нескольких изданиях.
Однако, несмотря на всестороннее изучение и исследование материалов, при написании закона создать всеобъемлющий нормативный акт, без внесения в него постоянных соответствующих поправок в него, не удалось.
Общее количество редакций, которые претерпел ФЗ-, на май 2019 года уже перевалило за 100. Последняя редакция начала своё действие 1 мая 2019 года на основании изданного ФЗ от 01.05.2019 № 87-ФЗ.
Вопросы, отнесенные к ведению
Местное самоуправление, согласно действующего ФЗ- уполномочивает местные органы на осуществление целого ряда функций и решение определённых вопросов. Перечень названных вопросов условно можно отнести к вопросам, которые возникают в процессе существования всего населённого пункта. Так, муниципальные образования могут самостоятельно осуществлять деятельность по управлению собственностью, бюджетом, общественной безопасностью, налогами.
Полномочия сельских и городских поселений можно назвать следующие:
- Ведение, составление и планирование бюджета.
- Работа с налогами, а именно их установление, изменение и отмена.
- Распоряжение собственным имуществом.
- Организация работ по оказанию коммунальных услуг в пределах предоставленных полномочий.
- Организация и проведение работ на дорогах местного назначения.
- Работа с социально незащищёнными слоями населения, а также в малоимущими.
- Регулирование деятельности транспорта и создание собственной транспортной инфраструктуры.
- Участие в мероприятиях, направленных на профилактику терроризма либо ликвидацию наступивших последствий.
- Участие и ликвидация последствий чрезвычайных происшествий.
- Работы по проведению и соблюдению пожарной безопасности.
- Создание и формирование социально значимых, культурных и спортивных объектов, а также библиотечных и архивных фондов.
- Разработка правил застраивания и утверждение землепользования.
- Присвоение адресов объектам.
- Осуществление контроля за использованием земель, а именно за использованием земли по назначению, соблюдением сроков использования, реализацией договоров на землю, сбор всей необходимой информации.
- Содержание кладбищ.
- Работы по благоустройству, к которым можно отнести действия по облагораживанию существующих объектов и земель, строительству и ремонту существующих объектов, созданию комфортных условий проживания и эстетического оформления.
- Организация мероприятий, направленных на безопасность проживающего населения.
- Содействие в развитие малого бизнеса и предпринимательства на территории муниципального объединения.
- Осуществление контроля в лесных территориях.
- Проведение работ с молодёжью.
- Иные вопросы, которые перечислены в ст. 14 вышеназванного закона.
Основные термины
- Село – объединение одного или нескольких населенных пунктов, обладающих признаками сельской местности, МСУ здесь может осуществляться непосредственно населением.
- Городское поселение – это либо город, либо поселок, в которых также имеется возможность по созданию управленческих структур.
- Муниципальный район – объединение сразу нескольких поселений, в которых создаются отдельные органы местного управления для разрешения межтерриториальных важнейших вопросов.
- Межселенная территория – это такого рода земли, которые не имеют отношения ни к одному из населенных пунктов.
- Должностное лицо МСУ – гражданин, который работает либо о трудовому контракту в управленческих подразделениях, либо которого выбрало население путем проведения открытых выборов.
Существуют определенные виды органов, каждый из которых обладает своей компетенцией и полномочиями, например, администрации, иные исполнительные органы и др. В каждом конкретном регионе такие органы могут называться по разному.
Публичные слушания
В федеральном законе содержится перечень способов выражения воли граждан. Это могут быть обращения групп жителей с правотворческой инициативой, сходы и собрания, проведение слушаний для населения, выборы, референдумы и т.д.
Остановимся подробнее на одном из видов, публичном слушании. На повестку дня выносится документ, назначается время и дата, и любой гражданин может прийти на слушание и высказать свою точку зрения о том, что нужно внести или убрать из проекта. Инициатором проведения слушаний может выступать и народ, и представитель власти в лице главы МО или органа МО.
По закону основными документами, подлежащими обсуждению, являются:
- учреждение устава или его корректировка;
- бюджетный проект, информация об исполненном проекте;
- акты, касающиеся жизни города: распоряжение муниципальными землями, программы развития территории, разрешение на возведение капитальных построек, благоустройство территории;
- преобразование МО.
Регламент проведения публичного слушания устанавливается самостоятельно каждым территориальным объектом.
Виды муниципальных образований
Сельское поселение – это одно или несколько расположенных рядом селений и деревень, управляемых с помощью местных органов и/или с помощью прямых волеизъявлений народа. Городским поселением называют более крупные объекты, города или поселки городского типа.
Городской округ — это территория, которая охватывает несколько поселений людей, не считающихся муниципальными образованиями.
В 2014 году была внесена правка, позволяющая оформить районы как отдельные МО в составе городского округа. За прошедшие три года с момента принятия правки городскими округами с внутригородским делением стали Самара, Махачкала и Челябинск.
Обзор структуры 131-ФЗ
Закон ФЗ-131 в действующей редакции содержит 12 глав и 86 статей с комментариями. Нормативно-правовой акт регулирует деятельность местных администраций субъектов РФ.
Имеет 9 статей и дает определение понятию «местное самоуправление», а также иным терминам, применяемым в данном законодательном документе. Данная глава обозначает полномочия местной администрации и принципы совместной работы с муниципальными организациями.
Имеет 4 статьи. В данной главе содержатся организационные принципы местного самоуправления РФ:
- территориальное разделение;
- изменение и разграничение территорий;
- преобразование муниципалитета.
Содержится информация о правилах ликвидации поселений и разработке на данных территориях новых населенных территорий.
Имеет 5 статей. В главе дается определение компетенции местных администраций. А также описаны принципы осуществления контроля, правового регулирования работы администрации и оценка на эффективность.
Имеет 3 статьи. Обозначаются правила предоставления государственных полномочий, реализации и осуществление надзора по результатам исполнения местными органами самоуправления своих обязанностей.
Имеет 12 статей. В главе закреплены правила участия граждан в выборах, референдумах, голосованиях, сборах, публичных слушаниях.
Имеет 9 статей. В главе содержаться правила по осуществлению деятельности должностными лицами местной администрации.
Имеет 6 статей. В главе определяются правила ведения нормативно-правовых актов на местном уровне и их подготовке, регистрации, вступлении и отмене.
Имеет 17 статей. Регулирует распределение имущества муниципалитета, бюджетов.
Имеет 4 статьи. Содержится информация об осуществлении работы между муниципалитетами.
Имеет 9 статей. В главе обозначены правила осуществления контроля за работой местной администрации, а также меры ответственности перед гос-вом.
Имеет 4 статьи. В главе дается определение организации работы местной администрацией на подведомственных ей территориях.
Имеет 4 статьи. Содержатся данные о начале действия нормативно-правового акта, принципы работы местной администрации. А также о замене актов.
Комментарии к ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ
Данный нормотворческий акт был узаконен в Российской Федерации в соответствие с Европейской хартией местного правления. Данная хартия нашла свое отражение как в федеральном законе 131, так и в Конституции РФ. МСУ осуществляется под полную ответственность самого населения. Однако такая ответственность не несет никаких правовых аспектов, за исключением неблагоприятных последствий для самих людей, которые в законе 131 не рассматриваются.
Таким образом, согласно статьям ФЗ номер 131 и краткому содержанию к ним, органы народовластия осуществляют деятельность по содержанию местного имущества, управлению местными делами и др. Эти органы не имеют государственного значения и к ветвям власти не относятся.
В соответствие с новой редакцией закона, полномочия МСУ распространяются и на организацию дорожного движения, чего ранее предусмотрено не было.
Основные термины закона
С целью доступности информации, закрепленной конкретным законодательным актом, всем гражданам, в нормативном правовом документе дается разъяснение употребленной терминологии:
- муниципальный район – группа заселенных территорий (область), а также земли между ними, расположенные в близлежащей местности, в территориальных границах которых органы власти уполномочены решать проблемы локального характера (в отношении указанных территорий), а также выполнять государственные распоряжения, делегированные на законодательном уровне РФ;
- городской округ – населенный пункт, не имеющий отношение к территории муниципального района, власть которого уполномочена осуществлять решение вопросов, возникающих на уровне муниципалитета (перечень полномочий закрепляется действующими нормативными правовыми актами России), а также исполнять полномочия, переданные федеральными органами власти;
- городское поселение включает городскую или поселковую местность, на территории которой локальным управлением занимается непосредственно население (ОМС при избирательном методе);
- должностное лицо органов местной власти – гражданин, занимающий должность на основании подписанного трудового соглашения или назначенный в результате выборов, наделенный полномочиями распорядительного и исполнительного характера, направленными на урегулирование вопросов локального значения, а также организацию деятельности органов местной власти;
- член выборного ОМС – гражданин, занимающий должность в органах местной власти, организованных на местных выборах (кроме представительских органов муниципальных образований).
Структура местной власти
Власть в административно-территориальных единицах имеет иерархическую структуру, которая включает:
- лицо, возглавляющее муниципалитет;
- орган, организованный на основании избирательного принципа (представительный);
- администрация населенного пункта (орган, наделенный исполнительными полномочиями, а также функциями распорядительного характера);
- структура, уполномоченная осуществлять контроль над ОМС;
- Иные должностные лица, а также структуры, закрепленные уставной документацией муниципалитета и наделенные индивидуальными полномочиями по решению проблем локального характера (местный уровень).
Действующее законодательство Российской Федерации обязует каждый муниципалитет в обязательном порядке включать в свою структуру первые три из выше представленных составляющих ОМС (представительный орган, глава администрации и непосредственно администрация). Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные ФЗ №131.
Местная власть сельского поселения наделена правом закрепления в уставной документации возможности формирования органа с функциями исполнительного и распорядительного характера, во главе которого будет избран (назначен) председатель.
Все вопросы организации деятельности структурных единиц органов самоуправления, перечень полномочий, которыми они наделены, порядок и способ их реализации закрепляются и регламентируются на уровне закона, а также дублируются и в обязательном порядке дублируются в уставе муниципального образования.
Основные положения закона
Представленный нормативный правовой акт (ФЗ №131) регламентирует основные вопросы организации и деятельности органов местной власти на всех государственных уровнях. Каждая глава закона направлена на регуляцию отдельных сфер существования органов самоуправления.
Как акт муниципального права, 131 ФЗ закрепляет:
- Общественные правовые отношения, возникающие в аспекте функциональной деятельности местной власти;
- Организацию локального управления во всех административно-территориальных единицах;
- Порядок делегирования государственных полномочий высшим федеративным правлением;
- Демократические принципы на уровне местного самоуправления;
- Способы формирования местного правления, структуризацию последних в единую систему;
- Порядок нормотворческой деятельности органов самоуправления.
Отдельное внимание законодатель отдал регулированию финансовой стороны, обеспечивающей существование и эффективность деятельности власти на местах. Глава 8 имеет отличительный характер, поскольку ее нормы в большей части не отнесены к муниципальному праву и имеют в основе экономическую составляющую
Указанная глава вместила положения о:
- Формировании бюджетов в каждой административно-территориальной единице;
- Способы их наполнения, основные статьи расходов;
- Возможность распоряжения ОМС собственными финансами;
- Материальное обеспечение органов и должностных лиц, необходимое для надлежащего функционирования
Видео: Реализация закона в ИО
Мнение эксперта
Давыдов Александр Юрьевич
Консультант по вопросам гражданского права с 20-летней практикой. Автор множества статей на юридическую тематику
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Местное самоуправление – это способ взаимодействия народа с избранной властью. Для определения полномочий, прав и обязанностей местного самоуправления, был создан Федеральный закон № 131-ФЗ, который регламентирует все названные функции.
В данной статье вы найдете основной обзор закона, подробную аналитику изменений произошедших за последнее время и сможете скачать актуальный текст закона с последними изменениями.
Для регуляции процессов создания, функционирования и контроля местного самоуправления 06.10.2003 года был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ (далее – Закон 131-ФЗ). Корректируя его нормы под действующие жизненные реалии, статьи Закона 131-ФЗ были изложены во множестве различных редакций.
В данной статье вы найдете обзор структуры закона с кратким содержанием глав, обзор изменений произошедших за 2017 год и сможете скачать самую актуальную версию Закона о самоуправлении 131-ФЗ с последними корректировками.
Основные положения закона об общих принципах организации местного самоуправления №131-ФЗ
Федеральный закон определяет местное самоуправление как участие жителей в решении местных проблем в прямой форме, например, через референдумы, сборы, избрание главы и депутатов, и в косвенной — через учрежденные органы власти.
Право народа на участие в управлении закреплено в международных документах, прежде всего в Европейской хартии о МСУ, в Конституции нашей страны, федеральных законах, иных законах и подзаконных актах всех уровней власти, уставах субъектов и МО.
Правовые основы деятельности, привилегий и ответственности органов МСУ и должностных лиц, состоящих на службе в МО, устанавливаются федеральными и региональными органами власти. Кроме того, в отдельных случаях государство осуществляет контролирующие мероприятия и разработку курса политики на местном уровне.
Законодательные инициативы на местном уровне осуществляются с помощью муниципальных актов, регламентирующих принятые решения по предметам своей компетенции.
Муниципальные органы имеют право:
- проводить программы, посвященные развитию и улучшению уровня жизни в МО;
- принять местный устав и конституцию, вносить в него изменения;
- учреждать муниципальные организации и финансировать их деятельность;
- регламентировать тарифы на услуги, которые исполняют муниципальные предприятия;
- проведение выборов.
В системе власти МО должны присутствовать глава МО, представительный, исполнительный и контрольный органы, а также иные органы, прописанные в уставе.
В ведении местной администрации находятся насущные вопросы поселения и делегированные государственными органами полномочия. Во главе администрации стоит глава МО либо назначенное лицо.
Органы контроля МО следят за исполнением бюджетных обязательств, соблюдением правил распоряжения имуществом.

Эта тема закрыта для публикации ответов.