Федеральный закон 131

Алан-э-Дейл       30.07.2022 г.

Последние изменения в 2020 году

В этом году на весенней сессии парламента был принят ряд правок к федеральному закону. Изменения коснулись понятия «Городской округ», теперь под ним подразумеваются заселенные места, находящиеся в одной местности и не признанные МО.

В границы городского округа войдут земли объединившихся городов и деревень, земли общественного пользования и рекреационного назначения, а также резерв для развития округа.

 В редакции от 2020 года вводится административный центр городского округа – заселенный объект, в котором расположена Администрация округа. На расположение центра влияют народные обычаи местности и близость общественной инфраструктуры.

В тенденции укрупнения муниципальных образований есть положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, вместе с территорией объединяются и органы власти, и доходы бюджета, что позволит эффективнее управлять территорией, развивать инфраструктуру. Исчезнет проблема нехватки средств у отдельных поселений.

С другой стороны, жители бывших поселений столкнутся с большими изменениями в управлении пунктом, повышением тарифов на предоставление благ, насущные вопросы будут решаться медленнее из-за отдаленности центра. Поэтому динамика изменений будет зависеть от выбранного курса развития территории.

Что из себя представляет закон

Издание подобного акта позволило создать систему управления на местах на всей территории РФ, а также выявить следующие проблемы при реализации вышеназванного акта:

  • нечеткость и неорганизованность системы;
  • неорганизованность полномочий органов;
  • неопределённость муниципальных территорий;
  • неясность порядка создания и учреждения органов самоуправления;
  • несоответствие существующих ресурсов объёму поставленных и решаемых задач;
  • удалённость управлений от самой территории и проживающего там населения;
  • неясность при взаимодействии иных государственных (контролирующих органов) с управлениями на местах.

Все перечисленные проблемы послужили поводом для создания ФЗ -ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления». Указанный закон был принят 6 октября 2003 года, первоначальная редакция которого была напечатана сразу в нескольких изданиях.

Однако, несмотря на всестороннее изучение и исследование материалов, при написании закона создать всеобъемлющий нормативный акт, без внесения в него постоянных соответствующих поправок в него, не удалось.

Общее количество редакций, которые претерпел ФЗ-, на май 2019 года уже перевалило за 100. Последняя редакция начала своё действие 1 мая 2019 года на основании изданного ФЗ от 01.05.2019 № 87-ФЗ.

Вопросы, отнесенные к ведению

Местное самоуправление, согласно действующего ФЗ- уполномочивает местные органы на осуществление целого ряда функций и решение определённых вопросов. Перечень названных вопросов условно можно отнести к вопросам, которые возникают в процессе существования всего населённого пункта. Так, муниципальные образования могут самостоятельно осуществлять деятельность по управлению собственностью, бюджетом, общественной безопасностью, налогами.

Полномочия сельских и городских поселений можно назвать следующие:

  1. Ведение, составление и планирование бюджета.
  2. Работа с налогами, а именно их установление, изменение и отмена.
  3. Распоряжение собственным имуществом.
  4. Организация работ по оказанию коммунальных услуг в пределах предоставленных полномочий.
  5. Организация и проведение работ на дорогах местного назначения.
  6. Работа с социально незащищёнными слоями населения, а также в малоимущими.
  7. Регулирование деятельности транспорта и создание собственной транспортной инфраструктуры.
  8. Участие в мероприятиях, направленных на профилактику терроризма либо ликвидацию наступивших последствий.
  9. Участие и ликвидация последствий чрезвычайных происшествий.
  10. Работы по проведению и соблюдению пожарной безопасности.
  11. Создание и формирование социально значимых, культурных и спортивных объектов, а также библиотечных и архивных фондов.
  12. Разработка правил застраивания и утверждение землепользования.
  13. Присвоение адресов объектам.
  14. Осуществление контроля за использованием земель, а именно за использованием земли по назначению, соблюдением сроков использования, реализацией договоров на землю, сбор всей необходимой информации.
  15. Содержание кладбищ.
  16. Работы по благоустройству, к которым можно отнести действия по облагораживанию существующих объектов и земель, строительству и ремонту существующих объектов, созданию комфортных условий проживания и эстетического оформления.
  17. Организация мероприятий, направленных на безопасность проживающего населения.
  18. Содействие в развитие малого бизнеса и предпринимательства на территории муниципального объединения.
  19. Осуществление контроля в лесных территориях.
  20. Проведение работ с молодёжью.
  21. Иные вопросы, которые перечислены в ст. 14 вышеназванного закона.

Основные термины

  1. Село – объединение одного или нескольких населенных пунктов, обладающих признаками сельской местности, МСУ здесь может осуществляться непосредственно населением.
  2. Городское поселение – это либо город, либо поселок, в которых также имеется возможность по созданию управленческих структур.
  3. Муниципальный район – объединение сразу нескольких поселений, в которых создаются отдельные органы местного управления для разрешения межтерриториальных важнейших вопросов.
  4. Межселенная территория – это такого рода земли, которые не имеют отношения ни к одному из населенных пунктов.
  5. Должностное лицо МСУ – гражданин, который работает либо о трудовому контракту в управленческих подразделениях, либо которого выбрало население путем проведения открытых выборов.

Существуют определенные виды органов, каждый из которых обладает своей компетенцией и полномочиями, например, администрации, иные исполнительные органы и др. В каждом конкретном регионе такие органы могут называться по разному.

Публичные слушания

В федеральном законе содержится перечень способов выражения воли граждан. Это могут быть обращения групп жителей с правотворческой инициативой, сходы и собрания, проведение слушаний для населения, выборы, референдумы и т.д.

Остановимся подробнее на одном из видов, публичном слушании. На повестку дня выносится документ, назначается время и дата, и любой гражданин может прийти на слушание и высказать свою точку зрения о том, что нужно внести или убрать из проекта. Инициатором проведения слушаний может выступать и народ, и представитель власти в лице главы МО или органа МО.

По закону основными документами, подлежащими обсуждению, являются:

  • учреждение устава или его корректировка;
  • бюджетный проект, информация об исполненном проекте;
  • акты, касающиеся жизни города: распоряжение муниципальными землями, программы развития территории, разрешение на возведение капитальных построек, благоустройство территории;
  • преобразование МО.

Регламент проведения публичного слушания устанавливается самостоятельно каждым территориальным объектом.

Виды муниципальных образований

Сельское поселение – это одно или несколько расположенных рядом селений и деревень, управляемых с помощью местных органов и/или с помощью прямых волеизъявлений народа. Городским поселением называют более крупные объекты, города или поселки городского типа.

Городской округ — это территория, которая охватывает несколько поселений людей, не считающихся муниципальными образованиями.

В 2014 году была внесена правка, позволяющая оформить районы как отдельные МО в составе городского округа. За прошедшие три года с момента принятия правки городскими округами с внутригородским делением стали Самара, Махачкала и Челябинск.

Обзор структуры 131-ФЗ

Закон ФЗ-131 в действующей редакции содержит 12 глав и 86 статей с комментариями. Нормативно-правовой акт регулирует деятельность местных администраций субъектов РФ.
Имеет 9 статей и дает определение понятию «местное самоуправление», а также иным терминам, применяемым в данном законодательном документе. Данная глава обозначает полномочия местной администрации и принципы совместной работы с муниципальными организациями.

Имеет 4 статьи. В данной главе содержатся организационные принципы местного самоуправления РФ:

  • территориальное разделение;
  • изменение и разграничение территорий;
  • преобразование муниципалитета.

Содержится информация о правилах ликвидации поселений и разработке на данных территориях новых населенных территорий.

Имеет 5 статей. В главе дается определение компетенции местных администраций. А также описаны принципы осуществления контроля, правового регулирования работы администрации и оценка на эффективность.

Имеет 3 статьи. Обозначаются правила предоставления государственных полномочий, реализации и осуществление надзора по результатам исполнения местными органами самоуправления своих обязанностей.

Имеет 12 статей. В главе закреплены правила участия граждан в выборах, референдумах, голосованиях, сборах, публичных слушаниях.

Имеет 9 статей. В главе содержаться правила по осуществлению деятельности должностными лицами местной администрации.

Имеет 6 статей. В главе определяются правила ведения нормативно-правовых актов на местном уровне и их подготовке, регистрации, вступлении и отмене.

Имеет 17 статей. Регулирует распределение имущества муниципалитета, бюджетов.

Имеет 4 статьи. Содержится информация об осуществлении работы между муниципалитетами.

Имеет 9 статей. В главе обозначены правила осуществления контроля за работой местной администрации, а также меры ответственности перед гос-вом.

Имеет 4 статьи. В главе дается определение организации работы местной администрацией на подведомственных ей территориях.

Имеет 4 статьи. Содержатся данные о начале действия нормативно-правового акта, принципы работы местной администрации. А также о замене актов.

Комментарии к ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ

Данный нормотворческий акт был узаконен в Российской Федерации в соответствие с Европейской хартией местного правления. Данная хартия нашла свое отражение как в федеральном законе 131, так и в Конституции РФ. МСУ осуществляется под полную ответственность самого населения. Однако такая ответственность не несет никаких правовых аспектов, за исключением неблагоприятных последствий для самих людей, которые в законе 131 не рассматриваются.

Таким образом, согласно статьям ФЗ номер 131 и краткому содержанию к ним, органы народовластия осуществляют деятельность по содержанию местного имущества, управлению местными делами и др. Эти органы  не имеют государственного значения и к ветвям власти не относятся.
В соответствие с новой редакцией закона, полномочия МСУ распространяются и на организацию дорожного движения, чего ранее предусмотрено не было.

Основные термины закона

С целью доступности информации, закрепленной конкретным законодательным актом, всем гражданам, в нормативном правовом документе дается разъяснение употребленной терминологии:

  • муниципальный район – группа заселенных территорий (область), а также земли между ними, расположенные в близлежащей местности, в территориальных границах которых органы власти уполномочены решать проблемы локального характера (в отношении указанных территорий), а также выполнять государственные распоряжения, делегированные на законодательном уровне РФ;
  • городской округ – населенный пункт, не имеющий отношение к территории муниципального района, власть которого уполномочена осуществлять решение вопросов, возникающих на уровне муниципалитета (перечень полномочий закрепляется действующими нормативными правовыми актами России), а также исполнять полномочия, переданные федеральными органами власти;
  • городское поселение включает городскую или поселковую местность, на территории которой локальным управлением занимается непосредственно население (ОМС при избирательном методе);
  • должностное лицо органов местной власти – гражданин, занимающий должность на основании подписанного трудового соглашения или назначенный в результате выборов, наделенный полномочиями распорядительного и исполнительного характера, направленными на урегулирование вопросов локального значения, а также организацию деятельности органов местной власти;
  • член выборного ОМС – гражданин, занимающий должность в органах местной власти, организованных на местных выборах (кроме представительских органов муниципальных образований).

Структура местной власти

Власть в административно-территориальных единицах имеет иерархическую структуру, которая включает:

  • лицо, возглавляющее муниципалитет;
  • орган, организованный на основании избирательного принципа (представительный);
  • администрация населенного пункта (орган, наделенный исполнительными полномочиями, а также функциями распорядительного характера);
  • структура, уполномоченная осуществлять контроль над ОМС;
  • Иные должностные лица, а также структуры, закрепленные уставной документацией муниципалитета и наделенные индивидуальными полномочиями по решению проблем локального характера (местный уровень).

Действующее законодательство Российской Федерации обязует каждый муниципалитет в обязательном порядке включать в свою структуру первые три из выше представленных составляющих ОМС (представительный орган, глава администрации и непосредственно администрация). Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные ФЗ №131.

Местная власть сельского поселения наделена правом закрепления в уставной документации возможности формирования органа с функциями исполнительного и распорядительного характера, во главе которого будет избран (назначен) председатель.

Все вопросы организации деятельности структурных единиц органов самоуправления, перечень полномочий, которыми они наделены, порядок и способ их реализации закрепляются и регламентируются на уровне закона, а также дублируются и в обязательном порядке дублируются в уставе муниципального образования.

Основные положения закона

Представленный нормативный правовой акт (ФЗ №131) регламентирует основные вопросы организации и деятельности органов местной власти на всех государственных уровнях. Каждая глава закона направлена на регуляцию отдельных сфер существования органов самоуправления.

Как акт муниципального права, 131 ФЗ закрепляет:

  • Общественные правовые отношения, возникающие в аспекте функциональной деятельности местной власти;
  • Организацию локального управления во всех административно-территориальных единицах;
  • Порядок делегирования государственных полномочий высшим федеративным правлением;
  • Демократические принципы на уровне местного самоуправления;
  • Способы формирования местного правления, структуризацию последних в единую систему;
  • Порядок нормотворческой деятельности органов самоуправления.

Отдельное внимание законодатель отдал регулированию финансовой стороны, обеспечивающей существование и эффективность деятельности власти на местах. Глава 8 имеет отличительный характер, поскольку ее нормы в большей части не отнесены к муниципальному праву и имеют в основе экономическую составляющую

Указанная глава вместила положения о:

  • Формировании бюджетов в каждой административно-территориальной единице;
  • Способы их наполнения, основные статьи расходов;
  • Возможность распоряжения ОМС собственными финансами;
  • Материальное обеспечение органов и должностных лиц, необходимое для надлежащего функционирования

Видео: Реализация закона в ИО

Мнение эксперта
Давыдов Александр Юрьевич
Консультант по вопросам гражданского права с 20-летней практикой. Автор множества статей на юридическую тематику

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Местное самоуправление – это способ взаимодействия народа с избранной властью. Для определения полномочий, прав и обязанностей местного самоуправления, был создан Федеральный закон № 131-ФЗ, который регламентирует все названные функции.

В данной статье вы найдете основной обзор закона, подробную аналитику изменений произошедших за последнее время и сможете скачать актуальный текст закона с последними изменениями.

Для регуляции процессов создания, функционирования и контроля местного самоуправления 06.10.2003 года был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ (далее – Закон 131-ФЗ). Корректируя его нормы под действующие жизненные реалии, статьи Закона 131-ФЗ были изложены во множестве различных редакций.

В данной статье вы найдете обзор структуры закона с кратким содержанием глав, обзор изменений произошедших за 2017 год и сможете скачать самую актуальную версию Закона о самоуправлении 131-ФЗ с последними корректировками.

Основные положения закона об общих принципах организации местного самоуправления №131-ФЗ

Федеральный закон определяет местное самоуправление как  участие жителей в решении местных проблем в прямой форме, например, через референдумы, сборы, избрание главы и  депутатов, и в косвенной — через учрежденные органы власти. 

Право народа на участие в управлении закреплено в международных документах, прежде всего в Европейской хартии о МСУ, в Конституции нашей страны, федеральных законах, иных законах и подзаконных актах всех уровней власти, уставах субъектов и МО.

Правовые основы деятельности, привилегий и ответственности органов МСУ и должностных лиц, состоящих на службе в МО, устанавливаются федеральными и региональными органами власти. Кроме того, в отдельных случаях государство осуществляет контролирующие мероприятия и разработку курса политики на местном уровне.

Законодательные инициативы на местном уровне осуществляются с помощью муниципальных актов, регламентирующих принятые решения по предметам своей компетенции.

Муниципальные органы имеют право:

  • проводить программы, посвященные развитию и улучшению уровня жизни в МО;
  • принять местный устав и конституцию, вносить в него изменения;
  •  учреждать муниципальные организации и финансировать их деятельность;
  • регламентировать тарифы на услуги, которые исполняют муниципальные предприятия;
  • проведение выборов.

В системе власти МО должны присутствовать глава МО, представительный, исполнительный и контрольный органы, а также иные органы, прописанные в уставе.

В ведении местной администрации находятся насущные вопросы поселения и делегированные  государственными органами полномочия. Во главе администрации стоит глава МО либо назначенное лицо.

Органы контроля МО следят за исполнением бюджетных обязательств, соблюдением правил распоряжения имуществом.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.