Самый коварный пункт правил 10.1: в чем подвох

Алан-э-Дейл       13.09.2022 г.

Оглавление

Комментарии и разъяснения к пункту 9.10 ПДД

В целом, этот 9.10 достаточно простой для понимания пункт, но всё же ряд моментов требует уточнения тонкостей.

Так, можно выделить наиболее важные тезисы:

дистанция, согласно пункту 9.10 ПДД – понятие условное, нет чёткого размера этой дистанции,

то же самое касается бокового интервала – пока нет ДТП, то боковой интервал обеспечивает безопасность движения, и Правила по этой части не нарушены,

если Вы едете задним ходом, речи о нарушении этого пункта не может идти, так как важное условие – движущееся впереди ТС,

также 9.10 не применима в случае, если автомобиль впереди стоит, так как ещё одно условие – «движущееся впереди ТС».

Про несоблюдение дистанции

Итак, конкретной информации по дистанции в метрах пункт 9.10 Правил не содержит. Есть только оговорённость о том, что она должна позволить избежать ДТП. Более никаких оговорок нет. То есть нарушение данного пункта прецедентно – несоблюдение дистанции возможно только в случае ДТП. Не было аварии – дистанция соблюдена, есть – не соблюдена! Всё, казалось бы, довольно просто!

Значит ли это, что если произошло столкновение в зад впереди едущему автомобилю, то всегда виноват сзади едущий и всегда есть нарушение пункта 9.10 ПДД? Почти всегда это так. Исключения Вы можете увидеть по ситуациям немного ниже.

Одна из таких ситуаций плотно коррелирует с пунктом 10.1 Правил – когда водитель должен вести автомобиль с такой скоростью, чтобы успеть остановиться при внезапно появившейся опасностью на дороге.

Так, согласно судебной практике 2021 года и ранее, если, к примеру, впереди едущий автомобиль столкнулся со встречным, который, в свою очередь, вылетел на встречку. В результате впереди едущий автомобиль останавливается резко или вовсе его откидывает назад, и это едущий сзади водитель не мог никак ожидать такого поворота событий при прочих равных условиях, когда не видел ситуацию далеко впереди.

Таким образом, на практике 2021 года речь о несоблюдении дистанции идёт именно о случаях, когда впереди движущаяся машина экстренно тормозит, а не тормозит о другое препятствие.

К слову, о движущемся впереди автомобиле…

Если автомобиль впереди стоит

В этом случае пункт 9.10 ПДД никак не может быть нарушен по той простой причине, что пункт 9.10 ПДД говорит прямо о движущемся впереди транспортном средстве.

Если же машина впереди стоит, то здесь нарушение другой нормы Правил – чаще всего, если Вы не успели затормозить перед стоящим авто или не заметили его вовремя, чтобы успеть среагировать, то при аварии Вам вменят нарушение пункта 10.1 ПДД с мотивировкой, что Вы вели автомобиль со скоростью, не позволяющий вовремя избежать столкновения.

Про боковой интервал

Если Вы прочитаете или услышите где-либо про конкретные цифры такого интервала, то это неправда. В действующих на 2021 год Правилах точное значение бокового интервала не установлены. Чаще можно услышать такие числа:

  • 1,5 метра от велосипедиста,
  • 2-2,5 метра от соседнего автомобиля,
  • 1-1,5 метра от пешехода.

Но пункт 9.10 прямо и неоднозначно предписывает: боковой интервал должен просто обеспечить безопасность движения. И здесь данный этот вопрос напрямую пересекается с пунктом 9.1 ПДД, который говорит о том, что число полос на дороге при отсутствии полос определяется самими автомобилями с учётом их габаритов.

Таким образом, 9.10 нарушается в том случае, если Вы притёрли боковой стороной другое авто и не нарушается в таких случаях, когда:

  • в соседней машине водитель или пассажир открыл дверь, и Вы её задели,
  • соседний автомобиль маневрировал сам (тогда именно его водитель нарушил пункт 9.10).

Формула расчёта бокового интервала

Но конкретика в этом вопросе всё же есть. Ответ нам даёт справочник по автотехнической экспертизе – той, что применяется после ДТП. В частности, там говорится о боковом интервале в целях исключения столкновения автомобилей бортами.

Здесь же приводится такой термин как «возмущающее воздействие» – это то, что может привести к уводу автомобиля в сторону:

  • внезапный порыв ветра,
  • курсовая неустойчивость вследствие допустимого люфта рулевой рейки,
  • увод в сторону из-за неровности дороги,
  • увод при торможении (речь идёт о допустимом уводе, а не при заносе машины).

Так, безопасный интервал расчитывается с учётом таких возущающих действий.

Формула расчёта бокового интервала при встречном разъезде транспортных средств:

Xвстр = 1,0 + 0,005 (V1 + V3)

Формула при обгоне или опережении:

Dобгон = 0,7 + 0,005 (V1 + V2)

Формула при объезде:

Dобъезд = 0,35 + 0,005 V1

Где V1 – это скорость машины перед обгоном в км/ч, V2 – скорость обгоняемого автомобиля, также в км/ч, а V3 – скорость встречного авто в км/ч.

Суть данного пункта закона

Пункт 10.1 ПДД РФ с комментариями не менялся с момента его введения и действует до сих пор. Согласно ему, водитель должен выбирать безопасную скорость с учетом интенсивности движения, метеорологических условий и общей видимости. При появлении препятствия или опасности для движения, водитель обязан предпринять действия для снижения скорости вплоть до остановки ТС.

Согласно закону, нужно снизить скорость, чтобы избежать столкновения

Во втором абзаце четко говорится о том, что нельзя практиковать опасную езду и создавать аварийные ситуации. Если кто-то подрезает, выехал на встречку, нарушает правила ПДД – «таранить» автомобиль нарушителя запрещено в любом случае.

Любой маневр на встречку — и виновным будет тот, кто уходил от ДТПЕсли водитель не предпринял мер к остановке ТС, то он также может быть признан виновным в ДТП, поскольку нарушил конкретный пункт.

Это означает: увидел опасность — тормози. Самое интересное в данном правиле – это рассмотрение конкретных прецедентов. Это означает, что до момента, пока не произошла авария, пункт 10.1 ПДД не считается нарушенным.

Какой штраф за несоблюдение 10.1

Конкретно такого штрафа не предусмотрено. Текст КоАП не содержит меры наказания за неправильно выбранную скорость против дорожных условий или погоды. Штрафы за превышения скорости можно найти в ст. 12.9. Однако при оформлении постановления автоматически нарушается п. 10.2 ПДД, а не 10.1.

Но последний пункт часто применяется при авариях, когда водитель, например, не вовремя остановился и врезался в препятствие, независимо от того, превышал он скорость или нет. Решение в таких ДТП обычно одно: не успел затормозить, значит не соблюдал безопасную скорость на дороге, и нарушил п. 10.1.

Комментарии к пункту 2.1.1 ПДД

Итак, начнём с того, как именно необходимо предъявлять документы на проверку инспектору ГИБДД. Их нужно передать для проверки – так прямо написано в пункте 2.1.1. Это значит, что недостаточно их просто показать – необходимо их дать сотруднику в руки, чтобы тот их изучил.

В 90% всех случаев водителю требуется передать всего 3 документа:

  • действующее водительское удостоверение (абзац 2 пункта 2.1.1 Правил дорожного движения),
  • свидетельство о регистрации транспортного средства (абзац 3 – это и есть единственный регистрационный документ на 2021 год),
  • полис ОСАГО (абзац 6).

Но в ряде случаев потребуются и другие документы:

  • разрешение на перевозку, если Вы в данный момент таксуете,
  • путевой лист – если автомобиль оформлен на организацию и в данный момент Вы осуществляете деятельность по операционной работе в этой организации: перевозите груз или багаж; если Вы просто передвигаетесь на машине ООО, то путевой лист не нужен, хотя, на практике инспекторы ГИБДД нередко и незаконно его требуют,
  • если Вы едете на специальном транспорте и перевозите опасные грузы, крупногабаритные или тяжеловесные, то также потребуется разрешение на такую перевозку, а также лицензионная карточка, когда это лицензируется,
  • если на машине установлен знак «Инвалид», то будьте готовы предъявить документы, подтверждающие её – даже если Вы перевозите пассажира-инвалида,
  • если машина зарегистрирована в другом государстве и/или Вы участвуете в международном движении, то пункт 2.1.1 ПДД предписывает иметь также карточку соответствующего допуска, путевой лист и документы на груз в тех случаях, когда это необходимо (этого не нужно, если Вы просто везёте свой же багаж и не осуществляете коммерческие перевозки).

Нужно ли показывать ПТС?

Нет. Передача для проверки этого документа не предусмотрена пунктом 2.1.1.

Паспорт транспортного средства не является регистрационным документом, им, согласно Приказу №1001, является только СТС. По этой же причине ПТС не может заменить собой СТС, если последний Вы вдруг потеряли.

Если машина только что куплена

Будь-то новый автомобиль или купленный с рук, обязанности передавать для проверки договор купли-продажи по закону нет. Обязанности водителя по списку документов для проверки чётко прописаны в пункте 2.1.1 ПДД 2021 года, а право их требования инспектором – в Административном регламенте, введённом Приказом №664.

Ни один из нормативно-правовых актов законодательства 06 Октября 2021 года не требуют от водителя предъявлять для проверки инспектором договор купли-продажи.

  • При покупке новой машины при проверке документов у водителя есть обязанность передать только водительское удостоверение.
  • При покупке авто с пробегом – водительское удостоверение и СТС.

Как бы парадоксально это ни было, но таков закон, и это закон (точнее, подзаконный акт). Но это всё в теории. На практике почти всегда инспекторы требуют подтверждающие покупку машины документы. И Ваш выбор: спорить с инспектором (причём, вероятнее всего, успешно – судебная практика 2021 года на стороне водителя), или просто возить с собой ДКП (но тогда и ПТС на всякий случай).

Как предъявить для проверки страхову ОСАГО, если полис электронный?

При этом, она может быть чёрно-белая, не обязательно цветная, её не нужно заверять в страховой компании – достаточно просто распечатать. Также нет указания размеров распечатанной страховки – она может быть и размером с СТС, не обязательно формата А4. Но чтобы не была «притянута за уши» объективная сторона правонарушения, полис должен быть всё читабельным.

О железном аргументе

Он незаконен, и точка! Несмотря на многочисленные споры в интернете о том, что формально документы переданы, просто пристёгнуты в «аргумент», суды почти всегда на стороне инспектора. В подтверждение тому ниже приводим судебную практику и ещё ниже – видео о том, что будет, если пристегнуть документы в «железный аргумент».

Коварный пункт 10.1 ПДД

По мнению большинства автоюристов, специализирующихся на разборе ДТП, п. 10.1 ПДД РФ («Скорость движения») является достаточно спорным, а вменение его в качестве нарушенной нормы права зачастую носит формальный характер.

Пункт 10.1, —

Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Стоить отметить, что многие дознаватели, следователи и эксперты используют данный пункт правил не обращая внимая на размытость его трактовки.

В чем же его особенность?

Прежде всего, особенностью пункта 10.1 ПДД РФ, является его вторая часть, согласно которой водитель –

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

И, именно, здесь и таится опасность для водителя, который зачастую вообще не виновен в ДТП. Суть данной опасности заключается в том, что когда вы даете объяснение об обстоятельствах ДТП, вы пишите свои пояснения на специальном бланке. Между тем, в самом бланке вам задаются вопросы на которые, вы как бы должны отвечать.

Один из вопросов звучит следующим образом: «Какие действия приняты вами во избежание столкновения».

Практически всегда мы пишем, что применили торможение и попытались уйти от удара. Именно за эту фразу и цепляются сотрудники ГИБДД, убеждая вас в том, что вы не имели права уходить от удара, а соответственно в ваших действиях есть нарушение ПДД РФ.

Более того, часто для достижения своих целей, должностное лицо и вовсе делает вас виновным, подключив «удобного» ему эксперта автотехника, который в своем заключении подтверждает позицию дознавателя

И не важно, что вы двигались по главной дороге, а второй участник выезжал из под знака «уступи дорогу»; или вы двигались по зеленому, а второй участник по красному сигналу светофора

Пункт 10.1 ПДД РФ является весьма «универсальным» и «удобным» основанием для вменения его вам в качестве вины, по причине столь спорного содержания самой нормы права.

Так что же делать в сложившейся ситуации? Как себя защитить?

Конечно, можно попытаться вникнуть в правила дорожного движения; изучить массу законных и подзаконных актов; проанализировать судебную практику; поискать схожие ситуации в интернете, но не стоит надеяться на лояльное отношение должностного лица, которое в сотый раз будет слышать подобные вашим возражениям и при этом принимать решение вопреки всем обоснованным доводам не в вашу пользу.
Очень редки те случаи, когда в сложившейся ситуации автомобилисту, без помощи квалифицированного специалиста (автоюриста), удается доказать свою правоту.

Помните что автоюрист — это тот специалист, который обладает достаточными познаниями и практическим опытом в данной категории дел, что в свою очередь становится веским основанием для принятия его доводов представителем органа власти, а также в большинстве случаев влияет на правильность нужного вам решения.

Вернуться к списку заметок →

Прочитано 19612 раз

16.10.15

Если тормозить и таранить виновника

Ст. 10.1 ПДД не дает четких рекомендаций, что лучше делать – таранить опасность при торможении или пытаться увернуться. Но судебная практика показывает, что если при экстренном торможении таранить виновника, есть хороший шанс в итоге доказать свою правоту.

Виновным водитель станет только в случае, если он протаранил препятствие или совершил наезд и при этом не тормозил по каким-либо причинам.

Вина пешехода не снимает ответственности с водителя

Классический пример – пешеходы, нарушающие правила перехода. Они зачастую могут выскакивать в самых неожиданных местах. При этом вина пешехода не снимает ответственности с водителя, особенно, если пострадавший в ДТП прохожий погиб. В таком случае водителю вполне светит колония-поселение или крупный штраф.

Штрафы за нарушение 2.1.1

Штрафов и даже других мер наказания водителя за нарушение данного пункта ПДД несколько в зависимости от целого ряда условий:

  • отказа водителя передать для проверки документы,
  • отсутствия определённых документов.

Итак, давайте по порядку.

Арест за отказ передать документы на проверку

Он законен. В случае, если Вы отказываетесь передать для проверки документы, то Вам грозит наказание по части 1 статьи 19.3 КоАП, которая предусматривает арест до 15 суток или штраф 500-1000 рублей за неподчинение законному требованию сотрудника полиции. Право требовать документы инспектору даёт пункт 6.2 регламента.

И тут нужно понимать, что требование должно быть законным. Да, в интернете ведутся споры относительно права инспектора проверить документы в разрезе причины остановки.

Всё дело в том, что изменённая редакция регламента 2021 года предусматривает определённые основания для проверки документов – одно из таких оснований, наличие причин для остановки. Вот такое запутанное законодательство! Для остановки транспортного средства также должны быть свои причины – просто так для проверки документов в 2021 году сотрудник ГИБДД остановить водителя не имеет права.

Такие основания для остановки:

  • увиденное инспектором нарушение водителем ПДД,
  • ориентировки на машину или водителя,
  • спецмероприятия («трезвый водитель», «безопасность ребёнка» и другие),
  • опрос водителя или пассажиров,
  • требование предоставить автомобиль в служебных целях,
  • если нужно дать проехать автомобилям оперслужб (или просто с мигалками).

Является ли законным требование инспектора ДПС передать для проверки документы, согласно пункту 2.1.1 ПДД, если остановка была незаконна? На этот вопрос есть 2 различных мнения. И команда TonkostiPDD.ru придерживается законности таких требований, так как обязанность водителя прописана в ПДД вне зависимости от нарушений инспектора. Опустим тонкость о том, что это безопаснее, потому что «улететь» на 15 суток можно и незаконно, но инспектору по сложившейся практике ничего за это не будет, ну или максимум – выговор.

Если нет прав для проверки

Именно прав: либо права управления, либо только водительского удостоверения. Это 2 разные вещи: право управления – это законная специальная возможность гражданина, данная им законодательством, в/у – документ, подтверждающий такое право (ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Поэтому при нарушении пункта 2.1.1 ПДД здесь возможны 3 вариант наказаний:

  • если Вы просто забыли взять с собой в/у, потеряли его или у Вас его украли, тогда Вам выпишут штраф 500 рублей по ч.2 ст. 12.3 КоАП, никаких мер обеспечения за это не предусмотрено – на штрафстоянку машину не эвакуируют, Вы можете дальше продолжить движение (но до следующей остановки другим или даже этим же инспектором ДПС),
  • если Вы никогда не получали право управления, то грозит штраф от 5 до 15 тысяч рублей по ч.1 ст. 12.7 Административного кодекса,
  • если Вы лишены права управления, то тут уже возможны 2 варианта:
    • в трезвом состоянии – штраф 30 000 рублей или арест до 15 суток или обязательные работы до 200 часов (ч.2 ст. 12.7 КоАП),

Если нет СТС для проверки

В этой ситуации штраф один, и он составляет 500 рублей по части 1 статьи 12.3 КоАП. Но здесь, в отличие от отсутствующего водительского удостоверения, также предусмотрена эвакуация автомобиля на штрафстоянку.

Если нет страхового полиса

Тут, опять же, возможны несколько вариантов штрафов:

  • Вы забыли дома полис, потеряли – штраф 500 рублей (ч.2 ст.12.3 КоАП),
  • у Вас нет договора страхования (Вы не приобретали страхову вовсе или полис просрочен) – штраф 800 рублей (ч.2 ст.12.37 КоАП),
  • Вы не вписаны в полис – штраф 500 рублей (ч.1 ст. 12.37 КоАП).

В случае отсутствия путевого листа, когда это предусмотрено законодательством, в нарушение пункта 2.1.1 ПДД, Вас также ждёт штраф 500 рублей (без эвакуации) по части 2 статьи 12.3 Административного кодекса.

Остановка и стоянка на левой стороне дороги

В соответствии с пунктом 12.1, остановка и стоянка на левой стороне дороги с двухсторонним движением разрешаются только в населенных пунктах, и только на двухполосных дорогах без трамвайных путей посередине. Кроме этого на такой дороге не должно быть сплошной линии разметки 1.1, разделяющей встречные направления.

При указанных условиях остановка и стоянка в населенном пункте на левой обочине, если таковая имеется, не запрещены, поскольку термин «дорога» включает в себя и проезжую часть, и обочину.

В случае остановки автомобиля или постановки его на стоянку на левой стороне дороги через сплошную линию разметки, либо таким образом, что по окончании стоянки автомобиль поедет левее сплошной (осевой) линии разметки 1.1, данное «деяние» будет расценено как выезд на встречную полосу в нарушение ПДД.

Выезд на полосу встречного движения

Данный пункт (9.1 (1)) вносит ясность в некоторые спорные ситуации по движению автомобиля левее сплошной линии разметки, поскольку конкретизирует условия, при которых выезд на полосу встречного запрещается. Таковыми условиями являются:

  • Наличие сплошной (двойной сплошной) линии разметки между встречными транспортными потоками;
  • Наличие разделительной полосы (либо полоса выделена конструктивно, либо обозначена сплошной линией разметки 1.2);
  • Наличие трамвайных путей, расположенных посередине дороги на проезжей части между встречными транспортными потоками.

Если на дороге имеются перечисленные выше элементы дорожной инфраструктуры, перемещение автомобиля левее них будет расценено как выезд на полосу встречного движения в запрещенном для этого случае. В случае движения по трамвайным путям следует помнить, что выезд на встречные трамвайные пути запрещается (пункт 9.6).

С выездом на встречную полосу связаны многие маневры. Некоторые из них Правилами допускаются, и они отдельно прописаны в ПДД, т.е. не запрещены. Это, прежде всего, обгон, и случаи, когда есть необходимость выполнить остановку или стоянку на левой стороне дороги.

При выполнении указанных маневров в соответствии с ПДД, состава нарушения нет, и это естественно. Но если те же самые маневры (выезд на встречную полосу) проводятся в условиях, оговоренных в пункте 9.1 (1) (через сплошную линию разметки, движение левее сплошной линии, разделяющей встречные направления), то они попадают под запрет.

Есть еще такой вынужденный маневр, как объезд препятствия через встречную полосу. В этой ситуации следует «взвесить» все возможные варианты объезда. Объезд препятствия по встречной полосе не будет считаться нарушением только в случае, когда другого пути для объезда, кроме как через «встречку», у водителя нет. В противном случае могут привлечь по ст.12.15 ч.3 – штраф до 1500р.

В пункте 9.2 есть такие строки: «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. …». Т.е. прописан прямой запрет для выезда на встречную полосу на указанных дорогах.

Когда проезжая часть имеет четыре и более полосы для двухстороннего движения, то между встречными потоками наносится разметка 1.3 (двойная сплошная линия). Вместо разметки 1.3 может быть организована разделительная полоса, выполненная, в свою очередь, или конструктивно (бордюр, столбики), или в виде сплошной линии разметки 1.2, обозначающей край проезжей части.

Когда дорожную разметку на полотне дороги хорошо видно, то все понятно – есть сплошная «осевая» линия, которую пересекать запрещается. Но если разметка стерлась со временем (она не различима), то перед глазами водителя просто широкая дорога. В таком случае выезд далее середины этой широкой дороги равносилен движению по встречной полосе в запрещенном для этого случае.

Следует обратить внимание, что под составом нарушения за встречную полосу понимается именно выезд на полосу встречного движения в нарушение ПДД. В случае движения автомобиля на широкой дороге далее середины проезжей части (при отсутствии разметки) нарушение сплошной «осевой» линии отсутствует, а факт выезда на встречную полосу, как говорится, «налицо», и он вполне может попасть под штраф

Как расследуются такие дела

Расследование таких инцидентов происходит примерно по такой схеме:

  1. Устанавливают момент обнаружения опасности.
  2. Вычисляют, где находился в это время автомобиль и определяют расстояние до точки наезда.
  3. Выясняют длину тормозного пути с учетом реакции водителя, дистанции и времени срабатывания тормозных механизмов.

Если по результатам подсчетов длина остановочного пути оказывается меньше, чем расстояние между автомобилем и препятствием в момент его обнаружения, значит, у водителя была возможность остановиться, но он ею не воспользовался. Причин может быть много – растерялся, специально не нажал на тормоза, отвлекся, не счел угрозу серьезной. Тогда в основу обвинения и ляжет тот самый п.10.1 ПДД.

Какой должна была быть скорость, будут высчитывать, исходя из видимости на дороге

При выяснении конкретных деталей происшествия, важно определить, с какой скоростью двигался участник. Например, если в городе разрешена скорость 60 км/час, то ровно такая же скорость в тумане из-за проблем с видимостью будет уже нарушением, и в случае наезда на пешехода придется отвечать по п.10.1 ПДД

Поэтому водителю всегда следует быть максимально сконцентрированным за рулем и при возникновении опасности тормозить.

Комментарий к Разделу 17 Правил дорожного движения РФ

Движение в жилых зонах.

В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств *(113).

В Правилах термину «жилая зона» придан более широкий смысл, чем в градостроительной практике или обиходе. Это могут быть не только территории так называемых городских «спальных» районов, но и отдельные улицы (или участки улиц) в деловой и торговой части города, где необходимо обеспечить более благоприятные условия для пешеходов, не запрещая вообще движения транспортных средств.

На территориях, обозначенных знаками 5.21 и 5.22, как правило, преобладает движение пешеходов. В то же время движение транспортных средств носит эпизодический характер и осуществляется по проездам и улицам местного значения. Знак 5.21 действует по зональному принципу, то есть зона его действия ограничивается «отбойным» знаком 5.22 «Конец жилой зоны». Водитель в пределах «жилой зоны» во всех случаях обязан уступать дорогу пешеходам, движущимся по проезжей части, в том числе и вне пешеходных переходов.

В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест *(114).

В настоящем пункте изложены ограничения на режим движения и стоянки транспортных средств в пределах «жилой зоны». В ней запрещено сквозное движение, учебная езда, стоянка транспортных средств с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн вне специальной стояночной площадки.

Движение транспортного средства через «жилую зону» рассматривается как сквозное (транзитное) при наличии двух следующих условий:

— въезд в зону и выезд из нее осуществлялись через разные пункты доступа;

— водитель в пределах зоны не имел конечного или промежуточного пункта назначения, то есть не производил остановку, связанную с выходом из транспортного средства, посадкой или высадкой пассажира, погрузкой или разгрузкой.

Стояночные площадки для грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, если в них есть потребность, должны быть обозначены дорожным знаком «Место стоянки» с дополнительной табличкой и (или) дорожной разметкой.

При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения (пункт 17.3. Правил).

«Жилая зона» имеет статус прилегающей к дороге территории по отношению к дороге или дорогам, ограничивающим «жилую зону» с одной или нескольких сторон (см. комментарии к термину «прилегающая территория» в пункте 1.2 ПДД). Поэтому, выезжая из «жилой зоны», водитель обязан пропустить как пешеходов, так и другие транспортные средства независимо от направления их движения.

Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.

В отличие от «жилой зоны» дворовые территории не имеют сети улиц местного значения и проездов. Однако все вышеуказанные ограничения действуют и на таких территориях, хоть они и не обозначены знаками 5.21 и 5.22. Под дворовой территорией следует понимать пространство между жилыми зданиями или ограниченное по периметру зданиями. Внутри дворовых территорий, как правило, размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школе, детскому саду и т.п., находящимся на этой территории. Дворовые территории наиболее характерны при так называемой поквартальной городской застройке, получившей распространение во многих городах.

Напомним, что скорость движения как в жилых зонах, так и на дворовых территориях не должна превышать более 20 км/час (п. 10.2 ПДД РФ).

Комментарий к Разделу 24 Правил дорожного движения РФ

Дополнительные требования к определенным категориям водителей содержатся в разделе 24 Правил и касаются особенностей движения велосипедов, мопедов, гужевых повозок, саней и прогона животных.

Например, управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом — не моложе 16 лет.

Примечание. По решению органов исполнительной власти субъектов РФ может снижаться указанный возрастной ценз, но не более чем на два года, и устанавливаться порядок, предусматривающий наличие у водителей велосипедов, мопедов и гужевых повозок (саней) документа, подтверждающего знание ими Правил и Основных положений, а у этих транспортных средств — специального регистрационного знака.

Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

1) ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

2) перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до семи лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;

3) перевозить груз, который выступает более чем на полметра по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

4) двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

5) поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

Водители велосипедов, мопедов, гужевых повозок (сани), погонщики верховых и вьючных животных или стада животных должны осуществлять их движение только по крайней правой полосе в один ряд. Водителям велосипедов и мопедов запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой, перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты транспортного средства, или любой груз, мешающий управлению.

Требование, касающееся обязанности иметь при себе и предъявлять сотрудникам милиции перечисленные в этом пункте документы, относится только к водителям механических транспортных средств. Однако согласно пункту 24.1 Правил дорожного движения субъекты РФ могут устанавливать порядок, предусматривающий наличие у водителей велосипедов, мопедов и гужевых повозок (саней) документа, подтверждающего знание ими Правил и Основных положений, а на этих транспортных средствах — специального регистрационного знака. В таких случаях должен быть предусмотрен и механизм соответствующего контроля.

Итоги

Судебная практика в отношении применения п. 10.1 ПДД РФ очень разнообразна. Есть случаи, когда автолюбители, двигающиеся по своей полосе, но с нарушением скорости, были признаны виновными в том, что не успели затормозить перед опасностью со встречной полосы

Важно понимать, что превышение скорости в этом случае считается даже минимальное. Например, по закону превышение меньше, чем в 20 км/час, не штрафуется

Но при попадании в аварию по ст. 10.1 это будет считаться нарушением, и в лучшем случае вина в аварии будет признана обоюдной.

А что, по вашему мнению, лучше: тормозить или уворачиваться?

Как вам статья? 

Мне нравится4Не нравится

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.